Вячеслав Караваев — одна из ключевых фигур «Зенита»: в прошлом сезоне сыграл больше всех среди российских полевых игроков команды. Вячеслав полезен Сергею Семаку не только на правом фланге, но и в тройке центральных защитников.
Незадолго до четвертого чемпионства в составе «Зенита» Караваев подписал новый четырехлетний контракт. Автор Sport24 Владимир Колос пообщался с Вячеславом и узнал:• с какими проблемами он столкнулся в Европе из-за российского паспорта;• чем ему нравится шоу «Ну так нельзя»;• как отреагировал на переход Марио Фернандеса;• кто в командном чате «Зенита» пишет грязь;• о каком хобби Караваева никто не знает;• в какой момент карьеры хотел закончить с футболом.
Йиранек (внезапно, да!), Слуцкий и Дзюба
— Как отпуск? Где был, что видел? А то в твоих соцсетях пусто.
— Некогда было что-то выкладывать — галопом по Европам. Был в Москве, в Праге, в Амстердаме. В Чехию не без косяков добрался.
— Что такое?
— Нас не пустили на рейс из Стамбула в Прагу. Мы шесть часов ждали пересадку, а когда подошли к выходу, нам сказали, что чехи не пускают с русскими паспортами. Пришлось срочно менять планы и брать билет до Вены — в Австрию пустили без проблем. Там нас встретил Мартин Йиранек — он специально приехал из Чехии, чтобы нас забрать. В итоге еще три часа добирались до Праги на машине.
Обратно тоже было с приключениями. Еле успели на пересадку, когда летели из Амстердама в Петербург. Первый рейс задержался, а пересадка была всего час и 10 минут. В итоге мы бежали на рейс.
— А багаж?
— Его загрузить не успели. Только на следующий день его довезли.
— А Йиранека ты откуда знаешь? Вы же не пересекались ни в одном клубе.
— Мы познакомились в Петербурге. Он прилетал на наш матч против «Челси» вместе с общим знакомым. И с того момента начали общаться. Он же по-русски хорошо говорит.
— Ты еще побывал в Волгограде на открытии стадиона Слуцкого. Что там было интересного?
— Он открыл этот стадион давно. Просто сейчас была официальная часть. Пригласил своих воспитанников и игроков, с которыми работал, чтобы провести мини-турнир. Приехали, погуляли, съездили на Мамаев курган, а потом на турнир. В первом матче играли против детей 16-17 лет. Потом — против воспитанников Слуцкого, там были Адамов, Колодин. Обыграли и тех, и других, и в итоге выиграли турнир. Наша команда называлась «Внуки Бомбонеры».
— Там, где есть Дзюба и Слуцкий, гарантированно весело.
— Да даже и без Дзюбы Слуцкий любит пошутить. Юмор у него иногда жесткий, но хороший.
— Смотришь их на ютубе? Это вообще твой юмор?
— Мой. Особенно в том, что касается футбола. Футболисты его больше понимают, чем другие зрители.
Новый контракт, мысли о Европе, Марио Фернандес
— Ты продлился с «Зенитом» неприлично рано по петербургским меркам — за два месяца до окончания контракта. Переговоры были сложные?
— Не сказал бы, что было сложно. Обычные переговоры, все решили в рабочем режиме. Приоритетом, конечно, был «Зенит». И семья, и близкие тоже поддержали, чтобы я остался в Петербурге.
— Тебе уже 28. Ты продлился на 3+1. По сути, это означает, что в клуб круче «Зенита» ты уже не попадешь.
— Здесь объективно да. «Зенит» — лучший клуб в России. А как будет дальше — посмотрим.
— Готов себе сказать: в Европе я больше не сыграю?
— Я рассматривал варианты в Европе, но сейчас непросто уехать. Но не исключаю этого в будущем: если все сложится, почему нет?
— У тебя есть чувство, что ты себя не полностью реализовал?
— Конечно, есть. Могу лучше и не буду этого скрывать. Может, еще дореализую.
— Спрашиваю немного в другом контексте. Когда ты переходил в «Зенит» из Голландии, то говорил, что у тебя есть мотивация занимать первые места, чтобы играть в Лиге чемпионов, среди лучших. Сейчас такой возможности нет. Будет ли через сезон — большой вопрос.
— Поэтому сейчас надо довольствоваться тем, что у нас есть. Я в том числе и о сборной. Это колоссальный опыт, потому что ты играешь против лучших футболистов страны-соперника. Выходить против Ирана и хотя бы так оставаться на международной арене — тоже неплохо.
Но вообще мне удалось поиграть и в Европе, и в Лиге чемпионов. Обидно только, что на чемпионате мира не сыграл. Это прям мечта. Получится ли еще, вот вопрос.
— Когда ты подписывал контракт, Марио в «Зените» еще не было. Какая твоя первая мысль, когда узнал о трансфере Фернандеса?
— Не было никаких мыслей. Все спокойно, в рабочем режиме. Это нормально, когда в большой клуб приходят новые футболисты.
— То есть дополнительная конкуренция тебя не пугает?
— Нет, конечно. Она была, есть и будет. У меня разве до этого в «Зените» не было конкурентов?
— Сама ситуация не позабавила? Ты ушел из ЦСКА, потому что правая бровка была занята, и теперь спустя столько лет Марио находит тебя в «Зените».
— Мне тогда было 18, столько лет прошло. Это разные ситуации. Я уже успел поиграть на хорошем уровне и в Европе, и в России, да и вообще зацикливаться на этом не стоит.
— Кузяев внезапно перешел в «Гавр». Тебя это удивило?
— Да, внезапно. Но он исполнил свою мечту — поиграть в Европе. Лига 1 — хороший чемпионат. Команда не фантастическая, но вопрос не в уровне и не в деньгах — ему хочется проявить себя, попробовать силы в топовом чемпионате. Я рад, что он выбрал такой путь.
— Общались, когда он переходил? Ты в отличие от Далера уже играл в Европе.
— Нет, вряд ли у него в бытовом плане возникнут какие-то проблемы. Язык выучит. Кузяев просто скинул в общий чат прощальное видео, пожелал удачи.
Далер трудолюбивый, у него есть все, чтобы потянуть Лигу 1. Думаю, все сложится хорошо.
Чемпионства, «Зенит» Рио-де-Жанейро, Ренан
— У «Зенита» пять чемпионств подряд. Сколько это еще продлится?
— Надеюсь, будет продолжаться до момента, пока я не завершу карьеру, ха-ха. Хотелось бы выигрывать каждый год. От этого невозможно устать. Это круто: эмоции, празднования, парады с болельщиками. В этом году он был космическим!
— Раньше первое место давало прямую путевку в Лигу чемпионов. Сейчас оно дает, по сути, только чемпионский парад. Каково сейчас входить в сезон, понимая, что вы в очередной раз фавориты?
— Защищать титул всегда тяжелее. Это все знают.
— Ну это штамп. Вы же понимаете, что вы объективно сильнее всех на голову.
— Да, у нас очень сильный состав. Но никто же не мешает другим клубам грамотно работать — строить сильные команды. Так что это не к нам вопросы. У нас хороший коллектив, атмосфера. И все в совокупности дает результат.
— Дзюба сказал, что это «Зенит» (Рио-де-Жанейро).
— Артем всегда говорит, что думает. Что это обсуждать? В «Шахтере» тоже всегда бразильцы были. И никто не возмущался.
— Как тебе разговоры о том, что если убрать из «Зенита» бразильцев, все посыплется?
— Это не так. Да, иностранцы играют заметную роль. В противном случае их бы не было в «Зените». Но Суперкубок мы выиграли без Вендела, сейчас ушел Малком. Надеюсь, найдутся ребята, способные их заменить.
— По-португальски уже немного говоришь?
— Вообще не говорю. Мне не особо нравится этот язык, и нет тяги к нему.
— Просто раньше с тобой в защите играли наши парни — Иванович, Ракицкий, Ловрен. Все они говорили по-русски. Сейчас — бразильцы Родригао и Ренан.
— Говорим на английском. А Родригао вообще по-русски понимает. На поле особо разговаривать не надо — несколько фраз и выражений, которые они знают.
— А если Малком тебе пас на забегание не давал, на каком языке ему предъявлял?
— Тоже на английском — Малком его знает.
— Ренан — топчик?
— Если будет продолжать работать, может вырасти в топа. Ему всего 19 лет. Но потенциал виден. Не зря писали, что его «Реал» за ним следит.
— Я почему спросил. За те полгода, что он в «Зените», я так и не понял, что это за игрок. Ты его видишь каждый день на тренировках.
— Я сам приезжал в 19 лет в чужую страну. И прекрасно знаю, как это тяжело. Ты молодой, не знаешь языка. А для Ренана вообще — другой континент, другая погода. Возможно, из-за этого он сразу не может показать все, на что способен. Ему нужно дать время.
— Я слышал, что Кучо (Барриос. — Sport24) часто толкает мотивационные речи в раздевалке. Это так?
— Бывает, но у нас нет такого, что кто-то один говорит. Каждый может встать, подбодрить, помочь. Я тоже. Даже банальное «Парни, давайте» добавляет атмосферы. А Барриос постоянно в раздевалке одну и ту же музыку включает, латиноамериканские мотивы свои.
— Легендарный чемпионский танец под «Скриптонита». Чья это идея?
— Кажется, Мост включил. А бразильцы и подхватили. «Направо-налево» они же понимают, постоянно на поле используют эти слова.
— А словам «Дорожной» кто их научил?
— Так мы уже четвертый год подряд ее включаем. Сами выучили! Тем более самые плохие слова всегда учатся в первую очередь. У меня в Чехии и Голландии так же было. Больше того, скажу, когда я только вернулся из Чехии, ругался не на русском, а на чешском. Просто по привычке.
ЦСКА, пенальти
— В первом матче сезона «Зенит» выиграл у ЦСКА Суперкубок, меньше чем через месяц — новая встреча. Матчи с бывшим клубом для тебя — еще что-то особенное? Или все это было так давно, что теперь это не более чем один из 15 соперников?
— ЦСКА всегда останется значимым для меня клубом. Он дал мне дорогу в большой футбол, за что я очень благодарен. Но есть и другие важные матчи — с тем же «Спартаком», когда мы стали чемпионами за 4 тура до конца сезона. По эмоциям, наверное, это покруче.
— В Казани «Зенит» действовал не очень уверенно: вы не нанесли ни одного удара в створ. С чем это связано?
— Первая официальная игра после перерыва при полном стадионе — может быть, какое-то волнение было. Отсутствие ударов в матче с ЦСКА сложно объяснить. Но, например, с «Пари НН» в первом туре мы контролировали игру. Процент владения мячом 80 на 20 — преимущество в Нижнем было колоссальным, в любом случае дожали бы. Пытались все до верного разыграть, чтобы угрожать воротам, а не просто бить из любой позиции.
— «Зениту» принципиально каждый раз доказывать, брать верх над Москвой?
— Нет. В Москве большие клубы, из-за этого матчи всегда значимые. Нам хочется выигрывать, брать титулы постоянно — если в соперниках будет «Краснодар», как у ЦСКА в финале Кубка, матч будет не менее принципиальным. Каждая команда может настроиться на одну игру и выдать топовый матч, как тот же «Акрон» в прошлом году.
— Помнишь свои ощущения в серии пенальти? Акинфеев до этого почти всегда в них побеждал.
— Я очень переживаю за ребят, иногда даже не смотрю. В этот раз то же самое — последний удар я не видел.
— Если бы до тебя дошла очередь, каким бы ты по счету был?
— У нас есть люди, которые хорошо бьют пенальти — лучше пусть они исполняют. Если бы дошла очередь, я бы подошел к точке, конечно. Но в официальных матчах это было только один раз в Чехии.
Сериалы, бутерброды, штрафы
— Во время пандемии ты говорил, что пересмотрел весь Нетфликс. Что смотришь сейчас?
— Если честно, раньше не смотрел «Во все тяжкие». То есть я начинал, пару-тройку серий посмотрел, и мне не зашло. Так что сейчас решил восполнить этот пробел. Мне нравится. Спустя столько лет дошло. Классный сериал.
— Уолтер Уайт положительный герой или отрицательный?
— Он хочет, как лучше, старается для своей семьи. Но получается только хуже, и он себя загоняет. По тому, что я посмотрел, он скорее отрицательный персонаж. А вообще мне супергеройские фильмы нравятся.
— DC или Marvel?
— Если говорить про фильмы, сериалы и комиксы, то Marvel сильнее. Но мой любимый персонаж — Бэтмен. Потому что у него нет никакой супергеройской силы. Кажется, это единственный подобный персонаж.
— Железный человек у Marvel.
— Ну у него все равно ядерный реактор рядом с сердцем. Хотя персонажи похожи. И тот, и другой — обычные люди без суперспособностей. Оба богаты. Но из них все равно выберу Бэтмена.
— Лучший Бэтмен в кинематографе?
— Трилогия Нолана, безусловно. Это просто космос. Шедевр. Готов пересматривать. А вот последний Бэтмен с Паттинсоном не зашел совершенно.
— Винни Джонс как-то сказал: «Если бы не футбол, я бы стал бандитом». Кем бы стал ты?
— Точно пошел бы в какой-то престижный университет. Я неплохо учился, насколько это позволяли тренировки. Так что точно бы подался в учебу. Но куда именно, сейчас не скажу. В детстве я вообще не рассматривал вариант, что останусь без футбола. Так что хорошо, что стал тем, кем я хотел.
— У тебя есть вещь, от которой тебе давно следовало бы избавиться?
— Может, бейсболка? Я очень часто ее ношу, прям везде в ней.
— Самое часто используемое приложение в твоем телефоне?
— Телеграм, вотсап.
— Командный чат у вас где?
— В вотсапе. Он давно создавался, так что там и остался.
— Когда я общался с Луневым, он рассказывал, что там иногда творилась вакханалия.
— Да, бывает иногда грязь! Кто-то пошутит и понеслась! Мемы кидаем, стикеры, видосы. Причем бразильцы там одни из самых активных. У них, кажется, самая большая в команде коллекция разных стикеров. На все случаи жизни есть. И постоянно их кидают в чат.
— У тебя есть слабость, в которой ты готов признаться?
— Мне кажется, я слишком добрый человек. Даже чересчур. Мне даже обидеть кого-то сложно. Иногда, конечно, могу что-то сказать резкое, вспылить. Но потом мне будет стыдно.
— За что ты не любишь футбол?
— А я его люблю, ха-ха. Наверное, когда бывают с VAR разные штуки непонятные. Помню, в Голландии случай был. Наш «Витесс» ведет 2:1. Идет подача в нашу штрафную, мы обороняемся, выбегаем в контратаку, забиваем третий. Тут свисток, VAR. Оказалось, что кто-то из наших сфолил в штрафной. Наш гол отменили, нам пенальти поставили. И вместо 3:1 мы получили 2:2. Нас это настолько прибило, что мы в конце чуть третий еще не пропустили.
— Самый дикий пример звездной болезни, который ты видел в футболе?
— Ха, надо подумать. Может, шампанское в Монако?
— Мне кажется, это не звездная болезнь, а обычный день Кокорина. Или у тебя другая история про шампанское в Монако есть?
— Нет-нет. Я даже в Монако ни разу не был.
— Самое страшное животное в мире?
— Бегемот, наверное. Еще змеи. Не сказал бы, что прям ненавижу их, но неприятно. А самое опасное — однозначно, бегемот.
— Яблоки или апельсины?
— Яблоки. Часто их ем.
— Рецепт идеального бутерброда — какой он?
— Сыр, ветчина, черный хлеб с двух сторон. И можно еще на гриле поджарить.
— Самый крупный штраф на твоей памяти? Необязательно в футболе.
— В Голландии возле стадиона «Витесса» есть участок, где ограничение скорости 50. Я превысил на два километра. И мне пришел штраф 59 евро. Потом на том же месте превысил уже на три километра, пришел штраф больше 60 евро.
— В прошлом сезоне ты дополнительно тренировался в зале. Продолжаешь?
— Да, с тренером. За счет мышц набрал массу, стал крепче. Чем старше становишься, тем больше надо за собой следить, правильно восстанавливаться. Мы работаем дважды в неделю, а после игры часто иду в бассейн — это самое классное восстановление.
— Какое блюдо ты готов есть семь дней в неделю?
— Тунец в кунжуте. Моя жена очень вкусно его готовит. Обожаю. Но его нельзя часто есть, к сожалению.
— Есть что-то, о чем ты мечтаешь, но что уже никогда не сбудется?
— Как я говорил, у меня есть мечта сыграть на чемпионате мира. Верю, что она еще может сбыться. А в остальном, я еще молод. Мне всего 28 лет. Есть все шансы все успеть.
Вопросы от нейросети ChatGPT: экзотика, коллекция часов, литература
— Какое место на Земле оказалось самым экзотическим для тебя и что тебя там удивило и впечатлило?
— Наверное, Мексика. Очень долго туда летел, чтобы посмотреть пирамиды Майя. Фареры еще отмечу. Маленький остров. Очень колоритно: открываешь занавеску, а там овцы стоят.
— Если бы у тебя была возможность научиться любому искусству кроме футбола, что бы ты выбрал?
— Попробовал бы конкур. Смотрю, как жена им занимается. Мне нравится.
— Какой необычный навык или хобби у тебя есть, о котором никто не знает?
— Наручные часы. Читаю много литературы на эту тему, подписан на разные тематические каналы. Смотрю, интересуюсь. Не могу сказать, что я фанат. Просто интересно.
— Ты что-то коллекционируешь? Или просто изучаешь?
— У меня есть небольшая коллекция. Но не назову себя коллекционером. Обычно так можно назвать людей, которым важны, например, часы одного бренда или циферблаты одного цвета. А у меня все разное. Наверное, это больше собирательство. Тем более все часы ношу, в коробке ничего не лежит.
— Перед тем как купить часы, сколько времени у тебя уходит на их изучение?
— Особо не изучаю. Любая покупка — это про эмоции. Понравились часы — купил. А вот уже после этого мне становится интересна их история.
— Если бы ты мог пережить любое историческое событие, какое бы ты выбрал и почему?
— Хотел бы посмотреть, как строили египетские пирамиды. Ведь до сих пор никто не знает. И для меня это большая загадка. Так что хотелось бы отправиться в Древний Египет и все увидеть своими глазами. Это действительно интересно.
— Твой любимый литературный персонаж и почему он тебя заинтриговал?
— Любимого нет, но меня заинтриговал Джей Гэтсби — думаю, многие читали роман Фицджеральда и смотрели фильм. Загадочный персонаж устраивал вечеринки, на которые всегда приходило очень много людей, и при этом никто не был знаком с хозяином.
— Назови самый запоминающийся момент из детства, который оказал влияние на твою жизнь.
— Наверное, когда я был в школе ЦСКА. Был момент, когда я вообще не играл. В меня не верили, и мне просто не хотелось продолжать. Думал на самом деле закончить. Но родители мне сказали: «Ничего страшного. Главное, не переставай работать, и все получится». Этот момент реально стал важным для меня.
— Если бы ты мог быть любым домашним животным, кого бы ты выбрал?
— Собаку. Они преданные, всегда радуются хозяевам. Некоторым людям надо у них поучиться, ха-ха.