«Динамо» Киев, «Спартак», ЦСКА, «Динамо» Москва и «Динамо» Тбилиси по праву считались самыми престижными клубами СССР. Они гремели в Европе, отчаянно рубились за чемпионство в Советском Союзе и забирали лучших футболистов страны. Именно в одном из этих клубов мечтало оказаться подавляющее число советских игроков.
Однако, несмотря на это, лучшие условия для футболистов во времена СССР были совершенно в другом месте. Сейчас, когда самые большие зарплатные бюджеты у столичных клубов РПЛ, в это очень трудно поверить, но в СССР игрокам больше всего платили в провинциальном донецком «Шахтере»!
К примеру, Вадим Евтушенко из киевского «Динамо» 1980-х признавался, что получал 250 рублей в месяц. Сергей Кирьяков из московского «Динамо» — 350 рублей, а Дмитрий Радченко 220 рублей — в «Спартаке».
В это же время футболисты «Шахтера» могли зарабатывать больше тысячи!
Как же так получалось? На самом деле схема была очень проста. Футболистов устраивали по документам еще и как шахтеров и платили им «космические» по тем временам надбавки.
«На шахту оформляли. Каждый месяц к футбольной зарплате прилагалась шахтерская. Та значительно больше. В этом смысле в Донецке очень хорошо ребята устраивались. Нигде столько не платили в высшей лиге, никакой «Спартак» с «Шахтером» сравниться не мог. В Донецке три доплаты было! За тысячу рублей уходили! А у Виталия Старухина было четыре или пять доплат», — признавался полузащитник сборной СССР и серебряный призер Евро-1964 Юрий Шикунов.
Виталий Старухин с мячом.
Как правило, оформляли игроков в шахту, расположенную неподалеку от стадиона.
«В ту, что рядом со стадионом, — имени Горького. Там вся команда числилась. В трудовой книжке записано: инструктор физкультуры шахты имени Максима Горького», — рассказывал защитник сборной СССР и «Шахтера» Виктор Звягинцев.
Впрочем, не стоит думать, что огромные деньги отдавались футболистам просто так. Порой им действительно приходилось немного поработать в шахте.
«При СССР и футболисты в шахте работали. И Звягинцев, с которым часто общаюсь, конечно, тоже. А Пьяных и Дудинский, например, в лаве работали, то есть непосредственно добывали уголь», — рассказывал председатель профкома шахты Сергей Рыбаков, более 30 лет работающий на шахте.
Сейчас, конечно, представить нечто подобное в российском футболе невозможно.