У противников отъезда российских футболистов за границу есть два союзника — и это не армия и флот. Речь про аргументы, которые частично противоречат друг другу, но все равно системно мелькают в медиаполе вокруг РПЛ и сборной. Порой — что забавно — в исполнении одних и тех же спикеров.
Первый из них звучит так: зачем перебираться за рубеж, если не гарантировано игровое время? Тратить лучшие годы, прозябая на лавке? Неужели Сафонов всерьез рассчитывать подвинуть Доннарумму?
Второй: зачем ехать во второсортную лигу или в клуб, который не борется ни за что реально ценное, когда есть возможность поохотиться за медалями в славном чемпионате России? Что вообще делать Чалову в Греции?
Очевидно, предлагается сидеть и ждать идеального варианта, которого, конечно, никогда и не возникнет. Большинство наших футболистов, которые упоминают о мечтах когда-нибудь отправиться в Европу, в конечном счете так и поступают. Никаких претензий к ним нет — система такова, что игроку с паспортом РФ действительно выгоднее выступать здесь же, дома.
Просто комично говорить об этом в интервью очевидно без реальных планов чем-то рискнуть и выйти из зоны комфорта.
Чалов, в отличие от Сафонова, еще никуда не перешел, но все идет к этому. Появившийся в сети после ничьей ЦСКА с «Ростовом» инсайд ночью подтвердили в греческом ПАОК. Судя по истории отношений нападающего и московского клуба за последний год, Федор отправится за рубеж, как только появится такая возможность. Он и продлевал контракт с ЦСКА лишь для того, чтоб уехать в Европу летом — и заодно дать возможность родной команде заработать.
Общий настрой в профильных социальных сетях сейчас — недоумение. Нападающий, оформивший 39 очков по системе «гол плюс пас» за последние два чемпионата, близок к переезду… в Грецию. Так еще и исключительно из-за своего желания.
Все это звучит как сомнительный бизнес-план. Но только не в случае Федора.
О тонкой душевной организации Чалова мы знаем еще со времен работы в ЦСКА Виктора Гончаренко. Молодой нападающий плотно загонялся из-за собственных неудач (даже откровенно локальных) и буксовал без очевидного прогресса. В сезоне-2018/2019 он совершил прорыв и стал лучшим бомбардиром чемпионата. А после, уже на следующий год, моментально скис, когда не получилось уехать в «Кристал Пэлас» из-за сложной политической ситуации в ЦСКА.
Спад продолжался несколько лет, пока Чалов не съездил в аренду в швейцарский «Базель». Тоже ведь звучит не так впечатляюще, как Франция, Англия или Германия, правда? Но вернулся в Россию Федор настолько посвежевшим и заряженным, что выдал свой лучший сезон в карьере на данный момент.
Мы можем только предполагать, что так раскрепостило Чалова за рубежом. Но он что-то явно нашел для себя в Европе, из-за чего последние пару лет он непременно хотел туда вернуться.
За прошедшее с возвращения Чалова время атмосфера в чемпионате России витальнее не стала. Фанатов на трибунах нет, как и еврокубков. Реальная конкуренция за первое место умерла еще лет пять назад: даже слабейший «Зенит», несмотря на кучу потерь, все равно заберет свое. Бояться рисковать практикой ради сборной больше нет смысла — она просто не играет в официальных матчах. Родной ЦСКА тоже не предлагает особых вызовов: по большинству объективных показателей еще недавно лучший клуб России в 21 веке превратился в относительно среднего представителя РПЛ.
Очевидно, чемпионат Греции решение вынужденное — просто Чалова на приемлемых для клуба условиях этим летом, кроме ПАОКа, никто не позвал. Но даже в таких условиях кажется, что ему точно нужно соглашаться.
Во-первых, мы уже видели, что бывает, когда Чалов не следует за своей мечтой: в футбольном плане это приводило к грандиозному спаду. Во-вторых, при таком раскладе пиком его достижений в России будет место в составе «Зенита».
То есть при целях Федора терять ему, уходя из нынешней РПЛ, особо и нечего.