Несмотря на то, что сборная СССР добивалась высочайших достижений, а советские клубы гремели на весь мир, футболисты в ту эпоху зарабатывали сравнительно небольшие деньги. Особенно по сравнению с современными игроками.
К примеру, Дмитрий Радченко на рубеже 80-х и 90-х зарабатывал в «Зените» 150 рублей, а в «Спартаке» — 220 рублей.
При этом нередко часть зарплаты у игроков еще и забирали. Особенно эта проблема была актуальна для уехавших из страны, которым советские власти не позволяли зарабатывать больше 700 долларов — оклада послов и консулов. То, что выходило за рамки этой суммы, футболистам приходилось отдавать.
Впрочем, порой «дань» собирали и с игравших в СССР. Так, например, с этой проблемой столкнулся знаменитый нападающий Владимир Лютый.
Весь свой отечественный период карьеры он провел в «Днепре», где стал настоящей легендой. Владимир выиграл серебро первой лиги (1980), два золота, два серебра, две бронзы союзного чемпионата, Кубок СССР, Кубок Сезона и дважды Кубок Федерации СССР. При этом Лютый еще и установил вечный рекорд «Днепра», сыграв 226 матчей в высшей лиге чемпионата СССР в футболке клуба.
Однако начался футбольный путь нападающего в родном клубе с неприятной истории. Когда Лютому было 19 лет и он только начинал играть в основе, главный тренер Виктор Лукашенко обходился с ним очень некрасиво.
«Когда мы играли в первой лиге, у меня в команде была самая низкая ставка [100 рублей] — и то половину Лукашенко умудрялся забирать. И, даже когда вышли в высшую лигу, он первые пару месяцев вызывал меня и говорил: «Ты много получаешь, еще разбалуешься. Давай, 50 рублей на стол!» — признавался Лютый.
Забирал ли деньги тренер у других футболистов, Владимир так и не выяснил. Однако долго проворачивать свою схему Лукашенко все равно не смог — вскоре его уволили. Правда, не из-за поборов, а из-за плохих результатов.
«Когда Лукашенко взял в команду меня и Юру Гревцова, «Днепр» занимал 13-е место. Первая игра была в Кишиневе, и меня выпустили сразу в стартовом составе. Мы выиграли 1:0, и на следующий матч в Орджоникидзе состав не меняли. Мы опять выиграли — 2:0. Затем были две игры в Днепропетровске, которые я тоже провел в составе — и снова победы. Команда после такой серии поднялась на 2-е место. Затем мы выиграли в Ланчхути 2:1, а в следующем матче в Кутаиси Лукашенко вдруг, не объясняя ничего, меня не выпускает. И «Днепр» проигрывает 0:3. Получилось стечение обстоятельств, которое сыграло в мою пользу.
Ну а затем уже руководство обкома партии, увидев, что есть шанс вернуться в высшую лигу, взялось за команду. Вот только Лукашенко как специалист был слабым, и уже первые игры на новом уровне показали, что нам много не хватает. Были приглашены Емец с Жиздиком, которые привели с собой опытных футболистов — Погорелова, Надеина — и команда сразу приобрела другое лицо», — вспоминал Лютый.
Кстати, в материальном плане перестановки в тренерском штабе тоже пошли Владимиру на пользу.
«Когда пришли Емец и Жиздик, да еще так получилось, что в первой же игре я забил «Шахтеру», условия сразу изменились. Стал получать наравне со всеми», — рассказывал футболист.
Лютый не уточнил, сколько именно стал зарабатывать. Однако наверняка его ставка увеличилась как минимум в два-три раза. Да и часть зарплаты у нападающего, к счастью, больше никто не забирал.
Что же касается Лукашенко, то впредь он тренировал только команды из низших лиг СССР и России и особых успехов с ними не добивался.