Степан Юрчишин — забытый герой советского футбола. Сейчас о нем мало кто вспомнит, но в конце 70-х и 80-х его фамилия гремела на всю страну. В родных львовских «Карпатах» Юрчишин заколотил 42 мяча в 42 играх, установив рекорд первой лиги. Оттуда же получил приглашение в сборную, оказавшись единственным членом команды не из Высшей Лиги.
За свою 15-летнюю карьеру он сменил 8 клубов, однако большую часть этого периода провел во Львове, где играл за СКА Карпаты и Карпаты Львов.
Хотя мог спокойно заиграть в топ-клубах — талант точно позволял. На заре карьеры его забрал «служить» в армию ЦСКА, из которого Юрчишин ушел сразу после завершения службы. А от киевского «Динамо» форвард бегал почти всю карьеру. Когда же Лобановскому, наконец, удалось затащить футболиста в команду (не обошлось без угроз), он решил ее покинуть из-за травмы колена, проведя за динамовцев всего один матч.
И все-таки Юрчишина можно понять. Ведь Львов был для него родным городом, а местные болельщики носили умницу-нападающего на руках.
«Во Львове особая аура. Он как заграница был на фоне остального СССР. Когда по такому городу тебя на руках носят, это что-то», — говорил Степан.
Впрочем, как признавался Юрчишин уже после окончания карьеры, он все-таки жалеет о том, что у него не сложилось в Киеве.
«Лобановский очень хорошо ко мне относился, ему хотелось, чтобы мы с Блохиным составили пару. Давали квартиру, обещали машину. Но я хотел играть во Львове, и попросту сбежал. Прятали меня сначала в Пицунде, потом неделю жил в ужгородской гостинице «Закарпатье». Во Львов какое-то время не мог возвращаться: возле квартиры дежурила милиция. Об одном только думаю: если бы тогда к Лобановскому попал, может, травмы обошли бы стороной. Ну и получал бы, наверное, больше, чем львовские 300 рублей», — вспоминал нападающий.
Для сравнения, средняя зарплата футболиста в команде Высшей лиги составляла 250 рублей, а звезды, вроде Олега Блохина, со всеми надбавками зарабатывали намного большее 500 рублей. Так что, скорее всего, в Киеве Юрчишин действительно бы ообогатился.
Да и карьера в сборной, вероятно, благодаря Лобановскому сложилась бы намного лучше. Юрчишин точно бы отыграл за команду больше, чем четыре матча.
Впрочем, в любом случае едва ли футболисту стоит пенять на судьбу. Во времена СССР он стал легендой целого города, а даже это достижение мало кому покоряется.