Бывший вратарь московского «Динамо» и сборной Беларуси Геннадий Тумилович имеет славу одного из самых скандальных футболистов со всего постсоветского пространства. Во времена игроцкой карьеры он постоянно что-то придумывал, чтобы нарушать режим, а иногда и общественный порядок.
Тумилович неоднократно вляпывался в разные смешные ситуации — часто связанных с алкоголем. А до распада страны и вовсе совершили одну из самых дерзких выходок в своей жизни: сбежал из армии.
Дело было в 1991 году. Тогда перед молодым вратарем замаячили две перспективы: поехать в Португалию на чемпионат мира среди молодежных сборных или отправиться в армию. Первая перспектива, к сожалению для Тумиловича, из-за высокой конкуренции вскоре отпала, поэтому выбора у игрока не осталось.
«Мне тогда Поликан (Алексей Поликанов, тренер юношеской сборной СССР. — Прим. Sport24) сказал: «Гена, поверь мне: в жизни всякое бывает. Ты, пожалуйста, готовься, тренируйся. Будь готов в любой момент приехать». Я говорю: «Не несите ерунду». Он отвечает: «Ну бывает такое. Вдруг один сломается, второй». Я сказал: «Все, спасибо, до свидания». Что я делаю в Минске? «Расстраиваюсь», занимался этим минимум неделю. Никак не мог собраться. За это время я сгонял в армейку, отметился, но я не принял присягу, вернулся в команду, тренировался», — признавался Тумилович в подкасте на YouTube-канале «Сычев подкаст и Денис Казанский».
Тем не менее вскоре планы футболисты круто изменились. Тумиловича срочно вызвали в сборную, потому что основные вратари, по удивительной случайности, травмировались.
«Тут звонок вечером, Костылев (Геннадий, тренер юношеской сборной СССР. — Прим. Sport24) «Гена, ты где?» Я говорю: «Практически в армии». Он говорит: «Мне покер твоя армия. Завтра чтобы был в Москве, тебе ставят визу, послезавтра в Португалии». Там Помазун палец сломал на тренировке, Новосадов — плечо», — говорил Тумилович.
Сам Костылев признавался, что не хотел брать Геннадия в сборную. Но пришлось.
«На юношеском чемпионате мира Помазун палец вывернул. Я ставлю Новосадова — так тому египтяне в первой же игре повредили ключицу, увезли в больницу. Вратаря нет вообще. Срочно из Минска вызвали Тумиловича, которого я недолюбливал. Парень непростой. С залетом. Вечно что-нибудь придумает», — говорил Костылев.
Все бы ничего, вот только отпускать новоиспеченного военнослужащего военкомат не торопился. Так что Тумиловичу пришлось дезертировать.
«Звоню начальнику команды, советское тогда время было — «ментовская» же команда, хрен соскочишь. Мне говорят: «Ты дурак? Ты военнослужащий!» Я тогда «расстроенный», мне по барабану. Я сказал: «Короче, чемпионат мира у меня, ребятки, до свидания! Мне сказали ехать в Португалию, я поехал», — вспоминал Тумилович.
После этих слов вратарь бросил трубку и действительно направился в Москву, чтобы потом полететь в Португалию.
«Приезжаю и лечу с Колосковым (Вячеслав Колосков — председатель Федерации футбола СССР. — Прим. Sport24), он там с женой. Мы весело общались в пути, без фамильярностей», — говорил Тумилович.
Забавно, но уже в Португалии подвыпивший футболист по пути в расположение сборной еще умудрился «догнаться».
«Нас встретил посол и говорит: «Ну ка, дыхни! Ты чего «накрутивший» за рулем? Ну, хотя здесь можно!» А я говорю: «Мне тем более!» Надо было ехать часа четыре. Заехали к нему домой. Выпили какую-то ***** градусов 70. Ну потом доехали, уже отрезвели», — рассказывал вратарь.
Но самое интересное было впереди. Оказалось, что вратарь-дезертир по сути так и не понадобился сборной СССР.
«На следующий день играли с какой-то сборной, которая еще не знала, что такое футбол. Костылев вызывает и говорит: «Ну как ты, тренировался?» «Каждый день», — отвечаю. Первый тайм вели. Меня выпустили во втором, чтобы почувствовал атмосферу. Выхожу, мяч не вижу. Думаю: «Чего так мячи быстро летают? Не мог же так за две недели быстро растренироваться». И тут Поликанов говорит Костылеву: «Он нам не поможет!»
Та игра против сборной Тринидада и Тобаго (4:0, судя по всему Тумилович имел в виду именно ее) так и осталась для вратаря единственной на турнире.
«Играл все равно Помазун, ему сшили специальные перчатки, каждый день обкалывали руку. Я ребятам говорил: смотрите, какой палец у нашего вратаря. Бить не позволяйте», — вспоминал Костылев.
Но зато домой вратарь вернулся не с пустыми руками. Вместе со сборной СССР Тумилович выиграл бронзу — команда расправилась с Австралией в матче за третье место.
Да и проблем с военкоматом после возвращения, к счастью для футболиста, не возникло.