Болельщики ЦСКА со стажем до сих пор с ностальгией вспоминают 1991-й год. Яркая команда, которая еще недавно пылила в первой лиге, метеором ворвалась в топ советского футбола. Второе место в чемпионате-1990 и золотой дубль в следующем сезоне — и все это при комбинационном, скоростном, радующем глаз футболе.
А еще ту команду отличала удивительная атмосфера. Перед началом сезона-89 новый тренер Павел Садырин уговорил не разбегаться разочаровавшихся в армейских методах игроков — и они не пожалели. С первыми победами пришло и какое-то внутреннее единение.
Они и отмечали победы вместе. «У Татарчука, в Строгино, места хорошие: река, спуск метра два, — вспоминал в интервью «Чемпионату» капитан того ЦСКА Дмитрий Кузнецов. — Искупаться можно, мангал поставить. Собиралось по 60 человек — с женами, детьми. Каждый по ящику напитков с собой приносил. За шашлык Димка Быстров отвечал, Масалитин — за музыку. Только вышел какой-нибудь сборник — а у него уже есть. Помню, выиграли у «Спартака» в 1990-м. Масел кассету принес: «Красногорский хит-парад»! Попурри на разные песни. Врубили в автобусе, а там слова: «Будут кони-скакуны чемпионами страны». В следующем году, когда чемпионат выиграли, Валера все уши прожужжал: «А помните, я вам песню ставил?!»
Случались и другие забавные истории, связанные с гулянками. «В чемпионский год позволили себе немножко расслабиться после матча, — вспоминал все тот же Кузнецов. — Не буду называть фамилии — полкоманды участвовало. Садырин поймал. Перед следующим матчем сокрушается в раздевалке: «Я не знаю, как вы будете играть…» А мы вышли и выиграли. Пал Федорыч заходит: «Слышь, алкаши, как вы выигрываете? Пьете — и выигрываете. Объясните — как?!».Брошин нашелся, что ответить: «Федорыч, вы же знаете, везет дуракам и пьяницам».
Звезды того ЦСКА: Валерий Брошин, Дмитрий Кузнецов, Владимир Татарчук
В отличие от Садырина, тонко чувствовавшего характер игроков, предыдущий тренер ЦСКА Юрий Морозов нарушений дисциплины не прощал. Одного из ярких игроков той команды — Владимира Татарчука он даже выгонял с базы — за то, что слишком активно отметил свой день рождения вместе с другом-Брошиным. «Татарчука выгнали с тренировки, а Броха этого даже не увидел. Оглядывается: «Где Малыш?» — «Проснись. Его отчислили». — «Ах, раз Малыша отчислили — то и я уйду». Три дня потом искали, играть некем было».
У Садырина же были свои методы, которые работали. Его помощник Борис Копейкин рассказывал «СЭ» про Татарчука: «Тяжелый у Володьки характер. Необщительный, упертый. Скажешь слово поперек — еще назло сделает. Но Федорыч поболтает с ним, даст легонько пинка под зад — и Татарчук уходит счастливый».
С развалом СССР многие футболисты ЦСКА, в том числе Брошин и Татарчук, покинули ЦСКА, уехали искать счастья за границу. Но в 1994-м оба вернулись. Правда, ненадолго, всего на два-три месяца. «Когда я в 94-м вернулся из Чехии в ЦСКА, Броха был уже там, — вспоминал Татарчук. — Но это была совсем другая команда — в ней я провел два месяца. Тарханов так и сказал: «Не подходишь ты к моим понятиям игры». Валере Тарханов сказал то же. Так нас, стариков, по одному и отчислили…»
А начальник ЦСКА Анатолий Коробочка рассказал и не самые приятные подробности: «Вот сейчас мы с Татарчуком в хороших отношениях, а тогда мне Тарханов сказал: «Выгони его с базы». Вовка до сих пор поминает — «А кто меня с базы выгонял? Не вы?» А причина была такой же, как и в первый раз.
Несмотря на то, что второй приход Татарчука в ЦСКА получился не слишком удачным, болельщики все равно вспоминают его как настоящую легенду клуба и всего советского футбола. К тому же, как никак, олимпийский чемпион. Много кто может похвастать таким?