Легендарный вратарь Дмитрий Харин оказался одним из первых россиян, перебравшихся в Английскую Премьер-лигу. Он перешел из ЦСКА в «Челси» в 1993 году и вскоре превратился в железного игрока основы и полюбился многим болельщикам, причем не только лондонского клуба.
«Харин, в настоящее время один из лучших голкиперов Премьер-лиги, доказал, что его покупка была умным ходом. Быстрота и храбрость этого вратаря не раз выручали «Челси». Вратаря, вселяющего уверенность в партнеров, будет очень нелегко лишить свитера с номером 1 на спине», — писал Пол Харрисон в энциклопедии «Стэмфорд Бридж» (1995).
В «Челси» россиянин играл до 1999-го. За шесть лет он помог клубу выиграть Кубок Англии, Кубок Английской лиги, Кубок Кубков и Суперкубок УЕФА, провел 118 матчей в АПЛ, в которых пропустил всего 145 голов, а еще запомнился тем, что в чемпионате отразил 5 пенальти из 11 (45%).
Так что из «Челси» Харин уходил, если не легендой, то, как минимум, в статусе заслуженного ветерана, без которого сложно представить команду в 90-х.
Тем удивительнее, что поначалу Дмитрию в Англии приходилось очень непросто. Харин долго адаптировался к местному стилю игры.
«Пришлось непросто. Больше силовой борьбы, жестче контакты с соперниками. В Британии с вратарями форварды меньше церемонятся, чем в России. Зазеваешься — и вместе с мячом тебя затолкают в ворота. Судья после этого не даст штрафного», — говорил Харин.
Но еще тяжелее, как ни странно, россиянину приходилось из-за английских законов.
«Тогда рабочая виза — это был очень серьезный вопрос. Правила-то были драконовскими. На какой бы срок ты ни заключил контракт, если за год сыграл меньше 70% матчей в своем клубе — до свидания, рабочую визу тебе не продлят, контракт будет автоматически расторгнут. Сначала ушам своим не поверил — как же так, на четыре года же контракт подписан. Но вскоре уяснил, что это никого не волнует», — рассказывал Харин.
Выхода у вратаря не было — ему пришлось принять правила игры. Так что на заре карьеры в «Челси» Дмитрий даже был вынужден играть со сломанным пальцем, чтобы не лишиться визы.
«Первые 3-4 года в Англии мне нельзя было обращать внимание ни на какие сломанные пальцы — министерству труда на такие мелочи было наплевать. Сейчас легче — подписываешь контракт на пять лет, и тебе на такой же срок дают рабочую визу. Хоть играй, хоть на лавке сиди, хоть вообще в заявку не попадай. Об изменениях в правилах мне уже в «Селтике» болгарин Стилян Петров рассказал. Но я не жалею, что прошел такую жесткую школу», — признавался Харин.