Игорь Добровольский — знаменитый советский полузащитник и один из самых ярких футболистов поколения на родине. В конце 1980-х он феерил в чемпионате СССР с «Динамо»: брал серебро и бронзу, четырежды попадал в список лучших футболистов страны. А с олимпийской сборной и вовсе выиграл золото в Сеуле, став главным советским бомбардиром на Олимпиаде.
В главной сборной Добровольский тоже успел блеснуть. Он сыграл на ЧМ-1990 в Италии за сборную СССР, на Евро-1992 в Швеции выступил за сборную СНГ, а затем рванул и на ЧЕ-1996 в Англию — в составе уже российской национальной команды.
Интересно, что крупных международных турниров в жизни полузащитника могло быть еще больше. Однако в молодости он сам принципиально отказался от участия в ЧМ-1986 и Евро-1988.
На чемпионат Европы Игорь не поехал из-за плохого самочувствия: футболист был уверен, что не успеет залечить травму и набрать форму.
«Я был игроком основного состава и до последнего дня оставался в сборной. Меня долго кололи после травмы паховых колец. Вот тут уже Лобановский уговаривал: «Оставайся». Доктор Мышалов убеждал: «Я тебя вытащу, к первым играм чемпионата подготовлю». Перед вылетом в Германию Лобановский спросил у него: «Едет?» Мышалов ответил: «Должен». Но я отказался. Сказал: «Не могу». Ну а зачем занимать чужое место? Развернулся и уехал. Если бы я хотел поехать туристом — поехал бы без вопросов. Но я посчитал, что в этом нет смысла. Чувствовал, что не успею набрать форму», — признался Добровольский в интервью «Чемпионату».
А чемпионат мира Игорь пропустил и вовсе из-за причины, которая многим может показаться нелепой. 18-летний футболист просто почувствовал, что не готов, поэтому сам отказался от возможности, о которой мечтают миллионы.
«В отборочном турнире Эдуард Васильевич Малофеев совмещал работу в московском «Динамо» и сборной. А я только заиграл в клубе. Он взял меня на товарищеский матч в Англии, а потом на сборы перед чемпионатом мира. Но за несколько недель до ЧМ его сняли, прямо во время сбора. Я сыграл за юношескую сборную, приезжаю на базу — а там уже Лобановский.
Я отдавал себе отчет, что Малофеев брал меня авансом, так как хорошо знал по «Динамо». Грубо говоря, по блату. Я реально смотрел на вещи, хотя мне и было-то всего 18 лет. Понимал, что не готов, и сказал об этом Лобановскому в глаза. Говорю: «Думаю, я должен покинуть сбор. Я еще не готов». Да, я неплохо начал чемпионат, но объективно был еще «сырой» для чемпионата мира. Он сказал: «Ну, смотри», — отметил Добровольский.
Впрочем, тех, кто хорошо знаком с карьерой Игоря, едва ли этот факт шокирует. Многие коллеги и друзья утверждали: Добровольский не до конца раскрыл свой талант и буквально сам отказался от возможности стать суперзвездой в Европе. Поэтому такие решения как раз были в его духе.
«Он был талантливым юниором. Это что-то звериное, как у боксера Виктора Агеева. В него как ни били, успевал лицо убрать. А Добрик — ногу и мяч. Никто в него воткнуться не мог. Все читал, хитрый! Игру понимал тончайше! Мы как-то столкнулись: «Дурень ты. Мог суперзвездой стать». — «А зачем? Мне и так неплохо», — вспоминал главный тренер Геннадий Костылев, который работал с Игорем в молодежной сборной СССР.
«Он мог бы очень многого достичь, но была одна черта, которая не позволила ему подняться еще выше. Мне кажется, он не был внутренне заряжен на результат. Я, например, даже в домино проигрывать не могу. А Игорю было так много дано, что вот этой спортивной злости и голода до победы у него было не так много», — утверждал помощник главного тренера «Динамо» Михаил Гершкович.
- Добровольский провел за сборную СССР 29 матчей, в которых забил 8 голов.