В футболе можно использовать 99 номеров для обозначения игроков. Однако в некоторых странах есть запреты на определенные цифровые комбинации. Например, Италия ввела ограничение на две восьмерки — с прошлого года в местных чемпионатах нельзя увидеть футболистов, которые бегают под 88-м номером.
Это решение принято не на пустом месте. В нем есть серьезная историческая подоплека.
Отсылки ведут к Гитлеру
В XX веке Италия пережила страшные годы правления фашистов. Чтобы искоренить даже попытки вернуться в то время, местные власти решили бороться с символами той эпохи, в том числе и в футболе.
Причем тут 88-й номер? В этом числе зашифровано нацистское приветствие Heil Hitler, адресованное Адольфу Гитлеру. Буква H — восьмая в латинском алфавите, и последователи идеологии записали послание с помощью цифр 88.
В июне 2023 года цифровую комбинацию запретили в итальянском футболе. Это сделано в рамках борьбы с антисемитизмом и нацистскими проявлениями. А они весьма сильны в некоторых клубах: например, одному из болельщиков «Лацио» пожизненно запретили ходить на матчи, потому что он носил провокационную футболку с фамилией «Сын Гитлера» и 88-м номером.
Президент Федерации футбола Италии FIGC Габриэле Гравина, объявляя о запрете, выразил надежду на борьбу со всеми видами дискриминации. «В таких вопросах нельзя отступать. Доверие к футболу, которое пострадало от дискриминационного поведения, напрямую отражается на итальянском обществе», — отметил Гравина, которого цитирует La Gazzetta dello Sport.
Буффону пришлось оправдываться
Запрет двух восьмерок вынудил некоторых футболистов экстренно менять номер. С провокационными цифрами на спине выходили Марио Пашалич («Аталанта»), Тома Башич («Лацио»), Томас Ринкон («Сампдория») и Матеуш Прашелик («Верона»), а также Фелипе Кайседо из «Интера» и Диего Перотти из «Салернитаны». Но в нацистских делах они замечены не были. Ринкон, Кайседо и Перотти и вовсе брали 88-й номер по вполне логичному основанию — они родились в 1988 году.
Справедливости ради, две восьмерки не были очень популярной комбинацией. Их любили разве что в «Лацио», «Аталанте», «Торино» и «Удинезе». В остальных клубах футболисты с 88-м номером встречались весьма редко. Одним из них, кстати, был экс-форвард ЦСКА Сейду Думбия — в «Роме» он играл с неоднозначным числом на спине.
Но один инцидент с провокационными цифрами вышел далеко за пределы Италии. Он связан с именем великого голкипера Джанлуиджи Буффона. Правда, в то время, когда произошел скандал, Джиджи не был даже легендой — вратарь только начинал путь к славе.
Летом 2000 года Буффон, будучи футболистом «Пармы», решил поменять игровой номер. Вместо классической единички на спине он выбрал 88. Это решение молодого, но уже известного голкипера разозлило Италию. На Буффона обрушилась критика со всех сторон — газеты и общественные организации разнесли его в пух и прах. Скандал достиг такого напряжения, что Джиджи даже собрал пресс-конференцию, где высказал свое мнение.
Вратарь признался, что не знал о скрытой подоплеке двух восьмерок. Для него этот номер был якобы символом стойкости, а также напоминал четыре футбольных мяча. И вообще Буффон хотел играть под номерами 00 и 01, но ему не разрешили. Что же касается № 88, то он пообещал отказаться от него и больше никогда не использовать.
Надо отметить, что Джиджи исполнил обещание. В «Парме» он был 77-м, в «Ювентусе» — 1-м и также 77-м, а в ПСЖ играл под № 18. Но к тому времени уже все забыли про скандал с двумя злосчастными восьмерками.