Александр Новиков — легенда советского футбола. В 1970-х и 1980-х защитник был лидером обороны московского «Динамо». Он смело и беспощадно действовал в единоборствах, за что даже получил от нападающих прозвище — автоген: соперники всерьез боялись Новикова и сравнивали его подкаты с автогенной резкой.
«Как правило, защитники двумя ногами сзади прыгали. Мой подкат чем отличался? Я всегда сильно ставил ногу — в мяч! Вот иногда и казалось, что ноги соперников с мячом выносил. Вячеслав Дмитриевич [Соловьев, тренер «Динамо»] посмотрел несколько игр и говорит: «Новиков автогеном срезает». Так и пошло — Автоген… Но! Я ведь никого за свою карьеру не сломал. Другие ломали и с осколочными переломами, и… лучше не вспоминать» — рассказывал Новиков.
В родном «Динамо» Александр отыграл 13 лет. За это время он провел 395 матчей, привел клуб к последнему на данный момент чемпионству (1976), а также дважды помог взять Кубок СССР (1977, 1984).
Однако, несмотря на талант и заслуги, лидер московского клуба за главную национальную команду сыграл только три матча. Почему так мало? Всему виной одно неверное решение, принятое по глупости в молодости.
Александр Новиков дебютировал в сборной СССР при Никите Симоняне в 22 года. Знаменитый тренер вызвал его в 1977 году и почти сразу же поставил в основу. Защитник сыграл в двух товарищеских встречах — с Тунисом (3:0) и Югославией (4:2), а также в матче отбора к ЧМ-1978 с Венгрией, проведя на поле по 90 минут в каждой встрече.
Новичок отлично себя проявил, так что наверняка и дальше бы его регулярно вызывали в сборную, а спустя несколько лет, скорее всего, Новиков бы поехал и на крупный международный турнир. Тем не менее всего этого, к сожалению, так и не произошло. Крест на карьере Александра в сборной поставила всего одна ошибка.
«Меня на сбор вызвали, а я Никиту Палыча попросил в институт на полдня отпустить. Там полный завал был, отчислением грозили. Симонян не отпустил, и я вообще до сборной не доехал. В итоге едва до дисквалификации не дошло: мол, отказался за национальную команду выступать. К счастью, Севидов замял скандал. Но с того дня в сборной на Новикове поставили крест… Сглупил я, кто бы спорил. 22 года, мозгов мало. Надо было ехать в сборную, а уж с институтом как-нибудь потом бы утряслось», — вспоминал Новиков.
В итоге защитника впредь больше не вызывали в сборную — ни при Симоняне, ни при Бескове, ни при Базилевиче, ни при Лобановском и ни при Малофееве.
После ухода из «Динамо» в 1987-м защитник попробовал себя в ставропольском «Динамо», потом в «Спартаке» из Владикавказа, а в 1994 году завершил карьеру в клубе «Техинвест-М».
Футбольный путь Новикова и без сборной получился выдающимся — недаром он считается одним из самых ярких футболистов СССР 1970-х и 1980-х. Тем не менее о той ошибке он все равно жалеет до сих пор.
«Несомненно, карьера удалась. Есть что вспомнить. Чемпионат выигрывали, два раза Кубок брали, серебро. Закончил я в 36, пусть уже и не в «Динамо», зато наигрался вволю. Жаль, со сборной по-дурацки получилось», — признавался Новиков.