Футбольная вселенная СССР вмещала в себя многие вещи, которые сложно представить в профессиональном спорте в наши дни. Это и особенные способы подготовки: игроки могли поддать в день матча, а через пару часов выйти на поле и дать результат. И странные персонажи, которых сейчас бы не подпустили к управлению командой — чего стоит один колоритный Артем Фальян. Киевский допинг, договорняки в таком размахе, какой сегодня нельзя и представить, подковерные политические игры — даже спустя столько лет в советском футболе регулярно раскапывают новые увлекательные истории.
Иногда кажется, что это была вообще отдельная вселенная, не имеющая к нынешним реалиям никакого отношения. Отчасти так оно и есть. Например, повторение легендарного плана жен футболистов алма-атинского «Кайрата» представить сейчас просто невозможно. Девушки во всех смыслах обслуживали соперников своих мужей перед матчами, чтобы лишить их сил.
Впервые об этой истории уже в наши годы рассказал легендарный полузащитник киевского «Динамо» Виктор Серебряников, 9 раз попадавший в список 33 лучших футболистов сезона и 5 раз становившийся чемпионом СССР.
«Жена старшего тренера «Кайрата» Глебова всех жен футболистов собрала: «Вы премии получать хотите? Значит, мужья на базу уезжают, соперники прилетают — звоните им и в гости приглашайте. Выпивка обязательна, постель обязательна, и потом премия.
Мы в Алма-Ату обычно перед самой игрой прилетали, чтобы из-за акклиматизации вялыми не быть, и только прибыли — пошли звонки! [Виталий Хмельницкий] Хмель спрашивает: «Витя, кто это?» Я говорю: «Телки. Жена одного из кайратовцев». — «Полная такая?» — «Да. В гости зовет». Полных Виталя любил, уговаривать стал: «Ви-и-итя, ну пошли…» Ладно, пошли мы», — рассказывал Серебряников. — Заходим — весь наш основной состав за столом сидит: их обзвонили, и они тоже пришли. Профессионалы, но еще не бухают, а когда мы с Хмелем появились, поняли: уже можно, команда в сборе. Я догадался, что к чему, хотя еще всю раскладку не понял. Жена игрока Квочкина, полная такая, все ко мне: «Витечка, Витечка, это я вам звонила…»
Я Хмеля позвал: «Виталя, иди сюда». Напротив его посадил — он же такую категорию любит, а сам с другой сел — была там одна молодая, симпатичная: полукровка, наверное. «Маленькая, — спросил, — мы отсюда уйти можем?» Она: «Можем». Я: «Куда?» — «Ко мне домой». — «Ну, пойдем». Мои сразу: «Вить, ты куда?» — «Погулять», — отшутился. Ушли к ней, выпили, то да се, и она мне всю раскладку дала — про премии выложила, про остальное. Я вопрос задал: «И как ты к этому относишься?» — «Ну, как все, — меня уговорили, я должна». — «И мужа любишь?» — «Люблю», — говорил Серебряников.
В тот раз план жен футболистов не сработал. «Динамо», несмотря на энергозатратную разминку, победило на чужом поле 2:1. Сложно сказать зачем, но после игры супруги игроков «Кайрата» снова позвали к себе динамовцев. Возможно, они чересчур увлеклись борьбой за семейные премиальные или просто наслаждались процессом.
«После матча опять собраться условились. Всей компанией приходим, а я-то уже раскладку знаю… Квочкина не выдержала: они же водку, коньяк, шампанское за свой счет покупали. Так она встала и говорит: «Вот #####! На халяву пили-жрали, еще и наших мужей обыграли! Как же так?» Я молчу, она чего-то буянить начала — уже добавила. Я маленькую забрал — опять ушел, а их мужей тренер после игры восстанавливаться забрал, поэтому дома их не было», — рассказывал Серебряников.
Бывшему футболисту киевского «Динамо» можно было бы и не поверить — все-таки история звучит фантастически, а Серебряников последние годы позволял себе неоднозначные высказывания. Однако его слова подтверждали другие ветераны, выступавшие в те годы. Например, защищавший ворота «Торпедо» и «Спартака» Анзор Кавазавшили:
«Да, [нас тоже они «принимали»]. Подробности поганые. Если коротко: вот гостиница, где жила приезжая команда. А прямо через дорогу прекрасный дом — у всех футболистов «Кайрата» квартиры. Только разместились — сразу звонки от женщин: «Приходите, ждем». Мы понятия не имели, что это за дамы такие! Выяснили годы спустя. Стыдно было после этого смотреть в глаза футболистам «Кайрата», честно скажу. Мы их уважали. А женщины изумительно красивые, как на подбор. Заходишь в квартиру — три-четыре девицы. Стол накрыт. Откуда мы знали, кто они такие?
Когда Киев выиграл, девицы были недовольны? Профессионал всегда сыграет! Ты же понимаешь, когда надо остановиться. А кто-то мог что угодно ночью делать — но потом выйти и носиться 90 минут как сайгак», — делился воспоминаниями с «СЭ» бывший вратарь сборной СССР.
Также эту историю, по словам журналистов, заочно подтверждал другой игрок киевского «Динамо» того времени — Виталий Хмельницкий.
Оставшиеся в живых ветераны советского футбола наверняка бы сказали Серебряникову пару ласковых слов за то, что он раскрыл эту грязную историю. Особенно неприятно было тем бывшим игрокам «Кайрата», кто об этой схеме не знал. Однако в момент выхода интервью легенды киевского «Динамо» уже не было в живых: Серебряников скончался осенью 2014 года в возрасте 74 лет.
«Товарищи по команде Виктора Серебряникова, который к моменту выхода интервью умер, сказали: «Вот, сука, столько наговорил и умер», — признавался позже его интервьюер.