О послевоенном турне московского «Динамо» в Великобританию сказано и написано много. Тогда, в 1945-м, команда провела четыре матча: с «Челси», «Кардифф Сити», «Арсеналом» и «Рейнджерс» — и одержала две победы при двух ничьих и разнице мячей 19-9 в свою пользу.
А за год до войны, в 1940-м, состоялась поездка другой московской команды — «Спартака» — в Болгарию. Ее подробности стали известны благодаря рассекреченным архивам. Отчет руководителя советской делегации, секретаря ЦК ВЛКСМ Николая Романова председателю Совнаркома Вячеславу Молотову долгое время хранился под грифом «секретно».
Любопытна предыстория этой поездки. Во второй половине 1930-х годов контакты СССР с заграницей были минимальны. Тем не менее в 1940-м, уже после начала Второй мировой войны, в Советский Союз были отправлены два приглашения сыграть товарищеские матчи — из Венгрии и Болгарии.
Обе страны на тот момент были внешнеполитическими союзниками Германии. На Болгарию выбор пал, потому что был меньше риск неудачи — Венгрия тогда гораздо более высоко котировалась в футбольной Европе.
Изначально планировалось отправить в Болгарию тбилисское «Динамо». Но в итоге для пущей уверенности выбор пал на «Спартак», который в 1938 и 1939 годах выиграл и чемпионат, и Кубок СССР. Хотя по сути это была сборная Москвы: «Спартак» был усилен несколькими игроками из других столичных команд, такими как Владимир Никанонов, Алексей Гринин, Михаил Якушин, Григорий Федотов и Николай Дементьев.
В Болгарию советская делегация прилетела 6 августа. И столкнулась с невероятным вниманием к себе. Дальше — выдержки из отчета Романова. «Несмотря на дождь, который был во время нашего приезда, встретить на аэродром, находящийся в 18 километрах от города, собралось много народа. В нескольких машинах советского полпредства наша делегация отправилась в город. В городе нас ожидала исключительно теплая встреча трудящихся Софии. Десятки тысяч людей стояли на всех улицах, по которым проезжали машины с советскими футболистами. Несмотря на усиленные наряды полиции, которая была мобилизована не только из Софии, но и других городов Болгарии, они не смогли удержать порядок, и народ, прорывая цепи полиции, окружал машины и не давал ехать дальше. Сотни рук протягивалось к машинам, каждый хотел хотя бы дотронуться к советскому человеку…»
Софийские газеты писали, что встретить команду из СССР на улицы вышло сто тысяч человек. «Нам рассказывали об одном заявлении руководителя софийской полиции, который заявил: «Я не узнаю нашего народа, он стал глупее. Как может быть, что при возвращении премьер-министра Болгарии из Германии, где решался вопрос о Добрудже, его встречали сотни человек, при царских торжествах царя встречали 2–3 тысячи, на больших праздниках Болгарии выходит несколько тысяч, а тут приехали какие-то футболисты, и их вышла встречать вся София», — было написано в отчете Романова.
Все это пришлось не по нраву полиции. «Во время встречи полиция на наших глазах принимала репрессивные меры против населения, — писал Романов. — Было избито очень много трудящихся. Более активных, которые были близко к машинам и выражали наибольшие симпатии Советскому Союзу, тут же окружала полиция и отправляла в тюрьму».
Теперь о самих матчах. Поле на стадионе «Юнак», где должны были пройти встречи против местной «Славии» и сборной Софии, оставляло желать лучшего. «Поле действительно очень плохое, — писал Романов. — Местами песок, камни, шлак не давали возможности точно и быстро передавать мячи».
Несмотря на это, обе встречи завершились убедительными победами футболистов из СССР. В первом матче «Спартак» выиграл со счетом 6:1, во втором — 7:1. Но не обошлось и без скандала.
Дело в том, что первую встречу по договоренности сторон обслуживал местный судья Атанасов, а вторую — арбитр из СССР Усов. Но после первой игры болгары захотели дать отвод советскому судье. Делегация из СССР категорически воспротивилась этому. И настояла на своем.
Манера судейства Усова (штрафовал за все грубые приемы) не понравилась болгарским болельщикам, принимавшим в штыки все его решения. Но главный скандал грянул перед перерывом. При счете 4:1 защитник «Спартака» Виктор Соколов рукой выбил мяч из ворот. Усов назначил пенальти. Но болгар это не устроило — они посчитали, что мяч был выбит уже из-за линии ворот.
Начались споры. Хозяева отошли на свою половину поля, предлагая «Спартаку» начать с центра. Советский судья стоял на своем — гола нет, пенальти. Тогда капитан соперников «Спартака» Ангелов в знак протеста демонстративно пробил далеко в сторону от ворот.
В перерыве закипели страсти. Вот что писал Романов: «Через несколько минут после окончания первого тайма я был вызван якобы к телефону из полпредства в комнату дирекции стадиона. Но оказывается, никто из полпредства не звонил. В комнате находились председатель спортивной федерации Болгарии господин Батенбергский, правительственный депутат, руководитель федерации Софийской области и еще 10 представителей спорта Болгарии, из которых пять-шесть человек имели знаки со свастикой. Они в категорической форме потребовали замены судьи, угрожая тем, что болгарские футболисты не выйдут на поле играть во втором тайме, заявляя, что судья судит неправильно. И что три гола забиты неправильно. Я вынужден был им заявить, что своего судью мы уважаем не меньше, чем их судью, и ни в коем случае не согласимся на его замену. Ряд из присутствующих в очень резкой форме, я бы сказал — нахальной форме, еще раз стали требовать замены судьи, угрожая, что в противном случае они не отвечают за исход матча и за то, как будет вести себя публика. Видя их нахальство, я вынужден был уже без всякой дипломатии довольно резко подчеркнуть, что судью мы не заменим, дело их — выходить на поле сборной команде или нет, так как этот вопрос я не уполномочен решать, указав, что его может решить, очевидно, только правительство, которое нас принимает, а не они, а за порядок на стадионе должны нести сами ответственность».
В итоге из-за разбирательств матч возобновился гораздо позже, чем это происходило обычно. Матч продолжил судить Усов. Но во втором тайме преимущество команды из СССР было неоспоримым.
После этого визита уже болгары приехали в Советский Союз. «Славия» провела в СССР три матча. Московским «Спартаку» и «Динамо» она проиграла 0:4, а с ленинградским «Динамо» сыграла вничью — 2:2. А меньше чем через год началась Великая отечественная война. Болгария в ней, несмотря на союзничество с Германией, не атаковала СССР. Хотя Гитлер настоятельно требовал этого от болгарского царя Бориса…