В июле в Санкт-Петербурге прошел Кубок PARI Премьер — футбольный товарищеский турнир, который организует телеканал «Матч ТВ». Мы поговорили с первым заместителем генерального продюсера канала Дмитрием Рыжковым о том, зачем этот турнир каналу, как удалось собрать такой представительский состав участников и сколько «Матч» на этом заработал.
— Дмитрий, вы проводите уже шестой турнир под собственным брендом. Получается, можно назвать проект успешным?
— Впервые кубок под собственным названием мы провели зимой 2019 года в Катаре. Собрали хороший состав из команд российской Премьер-лиги: «Зенит», «Спартак», «Локомотив» и «Ростов». Это было нечто новое для всей футбольной индустрии в нашей стране — до этого все клубы играли товарищеские матчи на сборах, которые не имели никакой дополнительной медийной ценности.
Мы получили позитивный отклик и от участников, и от аудитории, поэтому со следующим тоже тянуть не стали — уже летом встретились в Австрии. Регулярность и формат немного видоизменил коронавирус — до пандемии мы успели провести зимний Кубок, он же стал последним на данный момент за рубежом.
Рассуждая об успешности или неуспешности, можно говорить о разных составляющих — например, о финансовой или имиджевой — и анализировать конкретные турниры и кейсы, которые были реализованы.
Дмитрий Рыжков
— Можно ли называть турнир коммерчески успешным для организаторов? За счет чего удалось покрыть расходы?
— Мне бы не хотелось называть цифры, но, безусловно, огромную роль играют спонсорские контракты, в частности, контракт титульного спонсора. При этом надо отметить, что это выигрышная ситуация для всех сторон — нас как организаторов, наших партнеров, получающих обширный инвентарь, команд и болельщиков, которые могут следить на новом уровне за подготовкой любимых команд.
Если говорить о нас, «Матч» получает отличный контент в период, когда в российском футболе мало событий, получает эксклюзивных спикеров из команд-участников и, соответственно, дополнительную цитируемость. В конце концов, получает узнаваемость и определенный рекламный инвентарь. То есть речь не только о финансах в абсолютном выражении, но и во многом о стоимости продукта.
Мы хотим быть заметными и яркими в медиа, не только создавая инфоповоды, но и выполняя функцию поддержки нашего спорта. Поэтому многие события получают нашу информационную поддержку или даже наше собственное производство. Помимо футбольного кубка, у нас был опыт с прыжками в воду, с организацией турнира единоборств. В Казани состоялись «Уличные игры МАТЧ!» — фестиваль уличных видов спорта, который организует Министерство спорта республики.
— Как технически выглядит организация Кубка PARI Премьер?
— Его полностью делают наши сотрудники. Этот процесс стартует за 2-3 месяца. Самое сложное — начальный этап подготовки, когда определяются участники и календарь турнира. Мы ведь понимаем: для команд это часть подготовки к сезону, у всех свой график тренировок, каждый должен подойти к сезону в хорошей форме.
После финализации всех договоренностей начинается большой бюрократический процесс — необходимо договорится по поводу аренды стадионов, тренировочных полей, отелей. Если говорить о кубке нынешнего года, то были еще и визы для делегаций трех зарубежных клубов — большую помощь нам оказывает МИД РФ.
Параллельно идет коммуникация с титульным партнером турнира. Все это делается силами канала — и тут я просто не могу не отметить девушек из Департамента по работе с лигами и федерациями нашего канала. На их плечах колоссальная нагрузка и ответственность за весь турнир, и, мне кажется, они ее с блеском выдерживают. И, конечно, также отмечу сейлз-хаус «Газпром-Медиа Холдинга», который предлагает, по сути, уникальные опции на рекламном рынке.
— Почему в этом году решили сделать турнир с участием лишь одной команды РПЛ?
— Тут большую роль играет календарь подготовки к сезону, который у всех разный. Кому-то он не подходит, кому-то не нравится ехать в другой город. Мы интересовались планами нескольких топовых команд РПЛ, есть ли у них желание поучаствовать в турнире. Могло сложиться так, что мы бы увидели на нынешнем турнире еще и одну московскую команду.
— На пресс-конференции перед стартом кубка участники говорили, что это состав уровня Лиги чемпионов или по крайней мере Лиги Европы.
— Для меня это Лига чемпионов. Групповой этап. «Црвена Звезда» в нем и так играет, «Фенербахче» — обладатель Кубка Турции, «Нефтчи» — бронзовый призер чемпионата Азербайджана. Все — участники еврокубков. Мы своими силами провели турнир уровня ЛЧ.
— На каких условиях приехали соперники «Зенита»? Сколько они получили? Брали ли клубы на себя часть расходов? Покрывал ли их хотя бы частично «Зенит»?
— Призовой фонд турнира обозначен в регламенте — он составил 50 тысяч евро или 5 млн рублей. Все расходы на проживание, перелеты, питание, судейские бригады, тренировочные поля ложатся на плечи организаторов турнира. Так было и когда наши команды встречались на зарубежных сборах в рамках прошлых турниров.
— Насколько тяжело было в нынешних условиях договориться с иностранными командами?
— Вы знаете, это было непросто. Здесь большую помощь оказал «Зенит», в том числе и своей сильной репутацией большого клуба. Также непросто и выполнить ряд запросов, например, от гостей из Турции. Но мы признательны всем командам за профессионализм, все крайне ответственно подошли к нашему турниру и сейчас благодарят за приглашение и уровень организации.
Не скрою: нам как организаторам, это крайне приятно — мы вкладываем в этот турнир не только время, но и эмоции, и душу.