Обозреватель Sport24 и большой поклонник «Арсенала» Тимофей Яценко объясняет, почему Килиан Мбаппе должен выбрать вовсе не «Реал».
Пойти по стопам Анри
На днях британская газета The Independent поделилась инсайдом: Килиан Мбаппе «с охотой присоединился бы» к лондонскому «Арсеналу», чтобы «пойти по стопам Тьерри Анри». Мбаппе и Анри не только — оба — родились неподалеку от Парижа и начинали карьеру в «Монако» (то есть их пути схожи архитектонически, то есть Килиан неизбежно оглядывается на Тьерри еще и как на недавнего лучшего бомбардира сборной Франции). В них двоих, очевидно, проглядывается нечто большее, чем просто внешнее сходство: пластичность ног Мбаппе, его «заваливания» с левого фланга в центр, отдельные голы в его исполнении — это буквальные реминисценции спектаклей Анри, его биологическая реинкарнация.
При этом Анри так и не выиграл с «Арсеналом» Лигу чемпионов, а сбежал, чтобы это сделать, в «Барселону». С другой стороны, по прошествии времени все больше экспертов, не сомневаясь, стали называть Анри лучшим футболистом в истории АПЛ.
Мбаппе хватит одного года, чтобы перекрыть legacy лучшего игрока в истории английского чемпионата: достаточно перейти в «Арсенал» Артеты и выиграть с ним Лигу чемпионов. Учитывая бэкграунд Мбаппе (победа на ЧМ-2018, хет-трик в историческом финале ЧМ-2022), его легенда сразу же приобретет исторический размах; ему будут писать муралы, восхваляющие его и Тьерри — как Сына и Отца.
Присоединиться к Салиба
Лучший защитник «Арсенала» и наследник Вирджила ван Дейка Вильям Салиба — кореш детства Мбаппе, они ходили вместе в одну школу. Больше того, в юношеском возрасте отец Килиана Вилфрид был тренером Салиба и фактически — в спортивном плане — его воспитал.
В общем, проблем с адаптацией в Лондоне у Мбаппе точно не возникнет, да и сам Салиба скучает по франкоязычным игрокам в «Арсенале»: «Когда я пришел сюда, здесь было много французских игроков. Обамеянг, Ляказетт, Пепе, в самом начале Гендузи. Все было легко, но теперь я единственный француз в команде. Нам нужно купить больше французских игроков!»
Левый фланг — слабое звено «Арсенала»
На правом фланге атаки у «Арсенала» играет неприкасаемый вундеркинд Букайо Сака, в то время как левую бровку утюжит нестабильный Габриел Мартинелли. В прошлом сезоне Микель Артета уже пытался подписать звездного левого вингера, однако «Арсенал» уступил украинца Михайло Мудрика «Челси». В итоге «канониры» подписали Леандро Троссара — отличного футболиста с одним существенным минусом: ему в 2024 году исполнится 30 лет.
Мбаппе замкнул бы идеальный паззл «Арсенала» в атаке: тройка с Килианом, Сака и Габи Жезусом, я уверен, сможет не только достать до уровня Салаха — Мане — Фирмино, но даже и, страшно сказать, доцарапаться до самых стропил и потолка, то бишь до Месси — Неймара — Суареса.
Я уже не говорю об атаке мечты: Сака, Мбаппе, Осимхен. Впрочем, о таком я даже не хочу заикаться: это слишком жирно, как бесплатная экскурсия на фабрику Вилли Вонки.
В АПЛ сложится совместная легенда Мбаппе и Холанда
Мбаппе и Холанд — новые Месси и Криштиану? Возможно, но для этого им нужно играть в одной лиге. Легенды о противостоянии Месси и Роналду не сложилось бы в ее полном великолепии, не брось Криштиану вызов Лионелю, не перейди он из «Манчестер Юнайтед» в «Реал».
Возможно, Мбаппе уже уверен, что он король и что это не он должен бросать вызов, а ему. С одной стороны, это легитимно. С другой, Холанд к 23 годам выиграл с «Манчестер Сити» золотой требл и стал лучшим бомбардиром лучшей лиги мира. Мбаппе к 25 годам (на клубном уровне) — назабивал кучу голов за «ПСЖ» в чемпионате Франции, а теперь готовится с «Реалом» пинать гранады.
Английский чемпионат прямо сейчас слишком сильнее испанского, чтобы выбирать вместо Лондона Мадрид. Если, конечно, Мбаппе жаждет развиваться как спортсмен на том же уровне интенсивности, что и Холанд.
Если мотивация Килиана зиждется на чем-то другом — вопросов нет.
Самоактуализация по Маслоу
Когда Деклан Райс прошедшим летом выбрал вместо перехода в «Манчестер Сити» трансфер в «Арсенал», я оценил этот поступок не только как болельщик «Арсенала». Мне понравилось, что тем самым Райс бросил себе больший личностный вызов, чем мог бы, — и сейчас в хорошем смысле пожинает плоды своего выбора; в этом феврале у «Арсенала», Райса и всех задумок Артеты сложился настоящий honeymoon.
Поэтому позволю себе процитировать самого себя, так как летние тезисы про Райса можно применить и к сегодняшнему положению Мбаппе:
«Олдскульный подход к жизни (его исповедуют, например, сороки-белобоки и Кингсли Коман) зиждился на незыблемом стремлении к золоту. Имманентном, как долго казалось человечеству, стояке на все осязаемое и блестящее, на (давайте проговорим это буквально!) предметное богатство. Нахватал дофига золотых кубков — и все, ты успешный футболист, это как бы даже не обсуждается.
Мерилом успеха во времена варваров было то, что можно повесить на стену: голова зверя, убитого на охоте; дорогая картина; золотая медаль. (Кстати, в футболе говорят именно так: «трофей», используя охотничий термин.)
Новая осознанность убивает олдскульные принципы. Варвары — хоть где-то на планете они, конечно, и берут свой кровавый реванш — стремительно уходят в небытие. Артефакты первых ступеней пирамиды Маслоу (у меня много золота, а значит, я богатый, а значит, могу подавлять других, а сам быть в безопасности) в развитой Британии стали товаром массового потребления и превратились в безделушку.
Новая осознанность диктует нам один простой принцип: успешным может быть только счастливый человек — реализовавший себя на максимум, восполнивший все свои потребности. На последнюю ступень пирамиды Маслоу поставил «самоактуализацию» — расшифровывается эта потребность так: «Стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей».
Даже если Райс не выиграет с «Арсеналом» больших трофеев, выбрав «Арсенал», он бросил себе больший личностный вызов. В конце концов, ведь еще Маяковский писал:
Это время —трудновато для пера,но скажитевы,калеки и калекши,где,когда,какой великий выбиралпуть,чтобы протоптаннейи легше?»
***
Килиан, переходи в «Арсенал». Раньше от трансфера в «Реал» тебя отговаривал Эмманюэль Макрон — пусть теперь отговорит здравый смысл.