В конце 1980-х в СССР появилось очень яркое поколение молодых футболистов. Многие потом станут настоящими звездами, сделают отличные карьеры. В их числе такие игроки, как Сергей Кирьяков, Олег Саленко, Юрий Никифоров, Виктор Онопко.
Они вместе выступали за юношескую сборную СССР, в 1988 году выиграли чемпионат Европы среди сверстников. На следующий год был чемпионат мира и статус одного из фаворитов турнира — вместе с Португалией. Там-то и случилось то самое поражение, о котором многие футболисты той команды до сих пор вспоминают как о кошмарном сне.
Из группы наши вышли без видимых проблем: три матча — три победы. В четвертьфинале их ждала Нигерия.
На этот турнир африканская команда, как выяснилось, приехала со своим… шаманом. «Я хорошо помню, как перед игрой по полю шаман ходил. В маске с рогами и с «трубкой мира». Дымил чего-то, завывал, танцевал, бубенчиками-колокольчиками звенел. То у одних ворот походит, то у других. Мы сначала с иронией отнеслись, но после матча все это вспомнилось», — рассказывал в интервью «Чемпионату» Сергей Кирьяков.
Несмотря на заклинания, матч поначалу складывался для нашей сборной неплохо. Сборная СССР неистово атаковала ворота соперников и к перерыву вела со счетом 2:0 — отличились Кирьяков и Тедеев.
К 58-й минуте счет вырос до 4:0 — забили Саленко и все тот же Кирьяков. В этот момент главный тренер юношеской сборной СССР Борис Игнатьев решает убрать последнего с поля. «Меня заменили с прицелом на полуфинал, где мы играли бы с американцами. Мало ли — травма на фоне усталости или еще что-то», — рассказывал футболист. А дальше начались чудеса.
61-я минута. Штрафной у наших ворот. Мяч откатывают номеру 4 сборной Нигерии, Охенхену — тот укладывает его точно в нижний правый угол ворот Пчельникова. 75-я, еще один штрафной — и все тот же Охенхен снова палит в цель, на этот раз в самую девятку.
«Я спокойно ушел в раздевалку, в душевую. Вернулся — уже 4:2, — вспоминал Кирьяков. — Главное — когда уходил, нигерийцы получили право на тот самый штрафной, с которого они нам первый гол забьют. Помню, подумал: «Ну забьют и забьют. Какая разница? Все и так понятно». Потом второй мяч залетел — какой-то сумасшедший удар метров с 35… Но я и при счете 4:2 был уверен, что мы пройдем дальше. До конца оставалось всего минут 10-12».
Но перелом в матче уже произошел. Советская сборная задергалась, а нигерийцы на кураже помчались вперед — дожимать. И соорудили еще два гола — на 83-й и 84-й минутах, при явных провалах нашей защиты. Хотя, казалось бы, отойди команда в глухую оборону — и проблем можно было бы избежать.
«Никто ничего не понимал. Предматчевое превосходство сидело в голове: «Как?! Нам играть от обороны?!». Ребята никогда не оказывались в такой ситуации. Отсюда растерянность и элементарные ошибки», — объяснял Кирьяков.
«Помню еще, с Тимошенко смеялись, когда нигерийцы нам за 30 минут до конца со штрафного забили, — вспоминал в интервью «СЭ» нападающий Валерий Попович. — Но как только 4:2 и тут же 4:3 стало, ножки-то задергались… Зато у них вдохновение! Хоть мы могли и в дополнительное время забить, но поезд, как говорится, ушел. А уж собраться на серию пенальти было просто невозможно — морально мы были раздавлены».
В серии 11-метровых роковую промашку совершит Мирджалол Касымов. Футболист, который спустя несколько лет будет восхищать всех в России… потрясающим исполнением стандартов. Но в тот день удача от него отвернулась. Пробил плохо, по центру. Нигерийский вратарь отбил.
«В раздевалке была гробовая тишина, — вспоминал Кирьяков. — И, конечно, сопли-слюни. Дети же еще — 18-19 лет. А тут такое потрясение. В первый раз. Многие не верили в то, что произошло, я в том числе».
Переводчику сборной СССР Вячеславу Микляеву после той игры стало плохо — его увезли в больницу с микроинфарктом. «Он всегда очень сильно переживал, все воспринимал близко к сердцу, — рассказывал Кирьяков. — Он и умер потом, кажется, из-за этих проблем. Когда из РФС уволили, для него это ударом стало. Не смог пережить».
А вот кадры той игры. Смотришь и думаешь: реально, а что случилось с нашей командой, которая поначалу играла так здорово? Может, и правда шаман постарался?