Вина, которые производились в СССР, отличались по качеству. Одни были плодово-ягодными, то есть были сделаны из дешевого виноматериала и этилового спирта: к примеру, мы уже рассказывали о вине «Альминская долина», которое в народе прозвали «клопомором». Другие вина обладали достаточным качеством и вкусом — как, например, грузинское белое «Вазисубани».
При этом вина пользовалось большим спросом: так, в 1984 году потребление этого алкогольного напитка на душу населения составляло 21 литр, а водки, которая всегда была популярна, — всего 13 литров.
Обычно вина производились в трех советских республиках — Украине, Грузии и Молдове. Многие производства создавались с нуля, но некоторые существовали уже долгие годы. Одним из крупнейших был винодельческий завод «Массандра» в одноименном поселке в Крыму.
Предприятие заработало еще в XIX веке при содействии графа Михаила Воронцова: он закупал в Европе виноградные лозы и высаживал их в Крыму. В 1834 году в Массандре насчитывалось более 16 тысяч виноградников, а в 1837-м качество массандровских вин высоко оценил император Николай I. В конце века князь Лев Голицын, отвечавший в то время за виноделие в Крыму, начал строительство нового подземного винного завода.
Николай I
Во времена Советского Союза «Массандра» продолжила производить высококачественные марочные вина. Одно из самых известных — «Мускат белый Красного камня». Это вино, которое начали делать в 1944 году, получило название от известняковой скалы, рядом с которой рос виноград сорта мускат белый. После производства вино два года выдерживали в бочках, содержание спирта в нем равнялось 13%, а сахара — 23%.
«Мускат белый Красного камня» два раза объявлялся лучшим вином мира на международных дегустационных конкурсах. Также, по слухам, это вино любила бывшая королева Великобритании Елизавета II: в 60-е годы она якобы получала его бочками. Однако эта информация не подтверждена.
Другие популярные вина «Массандры» — красное «Бастардо Массандра», белое «Херес Массандра», десертное «Черный доктор», крепленое «Мадера Крымская» и т. д.
Однако рядовым гражданам, которые жили за пределами полуострова, достать эти вина было практически невозможно. Партии не добирались до прилавков советских магазинов, а моментально разбирались «своими» — т. е. представителями партийной номенклатуры.