В истории российского футбола было немало случаев, когда футболисты откровенно нарушали дисциплину, даже саботировали сборы. Чаще всего этим грешили легионеры, по большей части бразильцы. Желая подольше задержаться в отпуске на родине, они были морально готовы к тому, что по возвращении их серьезно оштрафуют.
Вот, например, что рассказывал легендарный бразилец из ЦСКА Вагнер Лав: «Нам давали один месяц отдыха, но я всегда находил себе еще 10 дней сверху. Они приходили и говорили: «Ты оштрафован». Я отвечал: «Ок, я согласен и готов заплатить». Самая большая сумма? Где-то 30-40 тысяч долларов за раз».
Но были и случаи, когда на подобное шли и футболисты-россияне. Один из таких стал легендой. Дело было в 1994 году — и не где-нибудь, а в чемпионском «Спартаке» Олега Романцева.
Был самый финиш сезона, и «Спартак» уже обеспечил себе очередное — третье подряд — российское чемпионство. Команде оставался последний матч чемпионата — в Камышине против «Текстильщика». И два футболиста, посчитав, что он уже никому не нужен, приняли решение не ехать на него. Этими футболистами были Илья Цымбаларь и Рамиз Мамедов.
«Да, была такая история, — подтверждал в интервью «Чемпионату» Рамиз. — В конце 1994-го не явились на выезд в Камышин. Решили: оштрафуют — и черт с ним. Уже чемпионы — матч ничего не решал. Онопко тогда до меня дозвонился: сказал, приезжайте на базу, вас ищут. Но мы махнули на дачу моей тети».
А вот как вспоминал подробности той истории Онопко: «Пришлось понервничать. Не знали, что и думать, всех поставили на уши, морги обзванивали, милицию. Реально боялись за их жизнь. Оказалось — отдыхали на даче в Подмосковье. Без телефонов, без связи — мобильных-то не было. Когда все-таки объявились, все вздохнули с облегчением. Хорошо, что они вдвоем были. Илюха был очень добрым, отзывчивым, рубаха-парень. Рамиз лучше контролировал ситуацию. Но серьезный разговор провести пришлось».
Понятно, что одним разговором дело не ограничилось. Разозленный Романцев отправил обоих футболистов на перевоспитание — в дубль. Раньше этот метод воздействия на игроков использовался регулярно.
Вот как в книге Романцева «Правда обо мне и «Спартаке» вспоминал ту ссылку тренер дубля Виктор Зернов: «Прекрасно помню, как Романцев отправил их на перевоспитание. Они сильно сдружились и порой вместе уходили в загул. А это все легко контролировалось. После выходного у игроков мерили давление, вес — и там все было понятно. Потому что, когда выпиваешь, ты еще и закусываешь. И не набрать вес — нереально. И вот в начале 1995 года команда уехала в Германию на мини-футбольный турнир, а Рамиза и Илью оставили в Москве — работать вместе с дублем.
У меня им, конечно, было попроще — все упражнения на технику, функциональная нагрузка минимальные. В основе же ребята все игровые упражнения выполняли на максимуме. Из квадратов они выползали. Цымбаларь тогда сказал: «Ну, тут я отдыхаю».
Оба футболиста пропустили важные матчи «Спартака» в Лиге чемпионов. В частности, без них московскую команду в одну калитку вынес «ПСЖ». Но в итоге Романцев оттаял. Тем более что оба футболиста своей работой, как могли, старались заслужить прощение. Ну и о многом говорили эти слова Романцева — опять же из его автобиографии: «Цымбаларю все можно было простить только за его обворожительную улыбку…»