Одила Ахмедова вы помните по богатейшему «Анжи» Сулеймана Керимова и раннему «Краснодару» Сергея Галицкого. Выносливый узбекский полузащитник застал там легенд, а потом уехал в Китай. Сейчас Ахмедов — вице-президент Ассоциации футбола Узбекистана.
В интервью корреспонденту Sport24 Владиславу Шапиро он рассказал о возможном матче России с Узбекистаном, «Бугатти» Самюэля Это’О, вероятном трансфере Дзюбы в Китай и характере, который подвел Александра Кокорина.
Карпин, Урунов, Шомуродов
— Говорят, Россия сыграет товарищеский матч с Узбекистаном. Что вы об этом знаете как человек, находящийся внутри процесса?
— Пока только то, что РФС и УФА ведут переговоры. Но никакие соглашения не подписаны. Наш международный отдел занимается этим вопросом. Если бы матч состоялся, футбол был бы хороший.
— Как вам Карпин у руля сборной России?
— Он был сильным футболистом, а сейчас — отличный тренер. Знаю Карпина давно, он умеет делать боевитые команды. Уверен: если бы сборную России не отстранили, с Карпиным она бы вышла на ЧМ, а там пробилась бы в плей-офф.
— Что для Узбекистана значит возможный матч с Россией?
— Для нас важны матчи не только с Россией — с другими сильными командами тоже. Но у России и Узбекистана давние связи. Мы следим за вашей сборной и клубами, наши игроки выступают в клубах РПЛ. Сейчас в России их двое (Юлдошев в «Пари НН» и Эркинов в «Торпедо», — прим. Sport24). К другим ребятам тоже есть интерес — думаю, еще приедут.
Иброгимхалил Юлдошев
— Ситуация бы улучшилась, если бы узбекских игроков не считали легионерами?
— Сильно бы этого хотел. Если бы не было этой формальности, в РПЛ мы бы увидели еще больше представителей узбекского футбола — их число постоянно бы росло.
— Почему в России ничего не получилось у Урунова? Поймал звезду?
— Карьера футболиста зависит прежде всего от него самого. В клубе ты все время должен быть профессионалом, делать все, что говорит тренер. У Урунова есть потенциал, и он мог бы играть в хорошем клубе как в России, так и в Европе. Но из-за характера выходит так, как выходит.
— У Шомуродова не получается заиграть в «Роме». Ему стоит сменить обстановку?
— Общаюсь с Элдором — у него и правда не складывается в «Роме». Думаю, зимой ему стоит искать другой клуб. Но желательно в Европе. Шомуродов уже показал там свой класс, зарекомендовал себя. Забивал, в выделенное время играл хорошо. Ему не надо возвращаться в РПЛ.
Как стал частью суперпроекта Керимова в «Анжи»
— Десять лет назад вы застали звездный «Анжи». Кто вам запомнился особенно?
— Со всеми мировыми звездами той команды отношения сложились отличные. Но лучший для меня, без сомнения, Это’О. Именно благодаря ему появился тот топовый коллектив, атмосфера.
Он постоянно говорил мне о своем времени в «Барселоне» — как та команда выиграла Ла Лигу и ЛЧ. Главное, что отмечал — менталитет футболистов. Это он пытался донести каждому игроку «Анжи».
— Роль Роберто Карлоса была меньше?
— На момент перехода в «Анжи» он уже был не таким топовым футболистом, которого все помнили по «Реалу». Мне кажется, в Махачкалу Роберто Карлоса пригласили чисто для пиара. Поиграл всего лишь год-полтора, а потом стал помощником главного тренера. По важности для «Анжи» он не сравнится с Это’О.
Это’О и Роберто Карлос
— Керимов и правда подарил Это’О «Бугатти»?
— Да. Думаю, новенькая «Бугатти» была прописана в его контракте.
— Из-за чего случился его знаменитый конфликт с Игорем Денисовым?
— Он возник практически сразу — из-за того, что Игорь говорил много неприятных вещей о чернокожих футболистах. На фоне этого они сильно повздорили и чуть не подрались.
В целом Это’О не давил на партнеров и не был конфликтным. Да, много брал на себя, хотя делал это максимально профессионально. Но чтобы чему-то учить тренеров — никогда. Самуэль был капитаном и лидером «Анжи», много пахал, требовал, чтобы и другие игроки выкладывались по-максимуму.
— Успели пересечься в «Анжи» с Кокориным? Он ведь пробыл там всего чуть-чуть.
— Команда развалилась через неделю после перехода Кокорина. Даже не помню, чтобы он провел хотя бы одну тренировку. Вернулся в Москву так же быстро, как переходил в «Анжи».
Когда я впервые увидел Кокорина в составе «Динамо», был уверен: он заиграет в хорошем европейском гранде. Это был талантливейший игрок. Увы, подвели характер и дисциплина.
— Вы тоже могли уехать — в АПЛ. Почему переход сорвался?
— Интерес ко мне со стороны «Арсенала» действительно был. «Анжи» ответил отказом. У дагестанского клуба тогда стояли высокие задачи, а я был игроком основного состава. Но я никогда ни о чем не жалею. Бог тогда захотел, чтобы я остался в «Анжи».
— «Анжи» мог стать грандом, российским «ПСЖ». Почему проект Керимова развалился?
— Все решилось в один день. Мы сами ничего и не поняли. Приехали на тренировку, и там нам сказали, что все кончено.
Команде в тот сезон ставили задачу бороться за чемпионство. Но после трех туров мы одержали лишь одну победу. Тогда и поняли: на победу в РПЛ у нас мало шансов. А потом все внезапно лопнуло как мыльный пузырь. Руководство дало понять: клуб будет продавать почти всех футболистов. Мы были в шоке.
«Краснодар», Rolex, Галицкий — номер один
— Из «Анжи» вы перешли в «Краснодар». Были другие предложения?
— Мной интересовался ЦСКА. Лично я переговоры не вел — всем занималась агенты.
— Почему отказали ЦСКА?
— Проект «Краснодара» понравился больше. Я уже тогда знал и сильно уважал Сергея Галицкого. Даже сейчас, когда разговор заходит о «Краснодаре», на ум сразу приходит это имя.
Горжусь, что играл в той команде. Галицкий приходил к нам на тренировки и игры — для него это была в прямом смысле работа. Он все время был с нами. Ни один хозяин ни одного футбольного клуба так не интересуется своим проектом, как Галицкий. Он безумно переживает за «Краснодар». Я бы сказал так: Галицкий — номер один в мировом футболе.
— Сильная оценка.
— Взять ту же Академию — ее контролирует тоже лично Галицкий. Я не видел похожую инфраструктуру в других российских академиях. В «Краснодаре» создали условия, которых нет и в мировых топ-клубах.
Все, что делается в «Краснодаре», абсолютно правильно для российского футбола. Галицкий дает деньги из своего кармана. Мне кажется, в России больше нет таких инвесторов.
— Вам от «Краснодара» достались еще и крутые часы.
— Да, Rolex — за сотую игру в составе «Краснодара». Такие доставались от Галицкого всем, кто проводил за клуб сто матчей и больше.
Радует, что «Краснодар» все время развивается — даже в сложные времена. Пока есть Галицкий, там будет футбол. Безоговорочный успех — выход в Лигу чемпионов. Отличный результат, а ведь клубу всего пятнадцать лет!
— Если сейчас бы вам позвонил Галицкий и предложил должность в «Краснодаре», согласились бы?
— Это предложение было бы заманчивым, но сейчас я бы не поехал в Россию. У меня большая семья, дети уже стали взрослыми. И надо заботиться о маме — она у меня одна.
— Сильнейший состав «Краснодара» в истории?
— Сезона-14/15, с Широковым и Измайловым. У нас собралась отличная команда, она могла взять чемпионство. Немного не хватило («Краснодар» занял третье место, — прим Sport24).
— Лучший футболист «Краснодара» на вашей памяти?
— Среди россиян я бы выделил только одного — Смолова. Из иностранцев — Маурисио Перейру.
Китай: strong,Халк,, плов, Дзюба
— Почему в расцвете сил уехали в Китай?
— У меня тогда было два предложения: от «Ниццы» и «Шанхая СИПГ». Долго думал, советовался с семьей. Китайцы предложили более выгодные условия — поэтому я перешел в «Шанхай».
Плюс Виллаш-Боаш лично хотел меня видеть в команде. Потом «Шанхай» пополнили Халк и Оскар. У нас был приличный состав с сильными легионерами.
— С Халком случайно общались не на русском?
— Он у Халка плохой, так что почти нет. Но вообще Халк был одним из сильнейших футболистов чемпионата Китая. И при этом все время работал над собой. Пахал до и после тренировок. Удар у него сумасшедший.
— Российский футбол или китайский — какой сильнее?
— Российский. А РПЛ интереснее чемпионата Китая. Главное отличие — в России большой акцент делается на физику, а в Китае — на технику.
— А люди чем отличаются?
— В Китае все простые и одинаковые. Не знаешь, какой человек богатый, какого достатка. В России все по-другому.
И еще важное отличие — еда. Они едят что-то совсем непривычное. Но со мной был личный узбекский повар, который готовил для меня любимые блюда. Я приглашал к себе гости местных ребят, которые сильно помогли мне с адаптацией, угощал пловом. Со многими из них мы до сих пор на связи.
— Что в Китае впечатлило больше всего?
— Жесткая дисциплина — и не только в футболе, но и в обычной жизни. Все китайцы дисциплинированы.
Но в целом я не могу сказать, что в перенаселенном Китае мне было дискомфортно. Даже наоборот. Почти все тридцать миллионов жителей любят футбол. Когда прогуливался по улицам города, меня все время узнавали, просили сфотографироваться. В России это было редкостью.
— К вам в «Шанхай СИПГ» мог перейти strong,Артем Дзюба,?
— Слышал и читал об этом, но думаю, это только слухи. Если бы в Китае хотели Дзюбу, заплатили бы любые деньги.
— Почему он почти не играет в «Адана Демирспоре»?
— Думаю, спад связан прежде всего с возрастом. В «Зените» ему давали постоянно играть и быть в форме, но сейчас ему уже тридцать четыре. Однако я уверен, что Дзюба еще заиграет. У него хорошие качества. В штрафной соперника Артем и сейчас очень опасен.
— После Шанхая вы поиграли за «Шаньжоу» — это последний клуб в карьере. Почему завершили карьеру всего в 33?
— У меня были варианты с 2-3 командами из ОАЭ и Катара. Но я не рассматривал ни один из них. Сразу отказался и решил завершить карьеру — из-за смерти отца.
— Что с ним случилось?
— В 2020-м году началась пандемия, папа заболел коронавирусом. И, к сожалению, не пережил его. После этого желание и мотивация играть в футбол пропали. Я стал больше времени проводить с семьей. Долгих одиннадцать лет я был легионером. Из-за этого редко бывал в Узбекистане.
— Тренером себя в будущем не видите?
— Пока нет. Это тяжелая работа, где нужны крепкие нервы. Возможно, спустя время задумаюсь об этом.
Жирков — лучший в России, почему ослабла РПЛ
— Лучшие игроки, с которыми вы сталкивались в РПЛ?
— В мои годы в «Зените» были собраны хорошие футболисты — Халк, Данни. Из русских тоже могу выделить зенитовцев — например, Жиркова. Это лучший российский футболист.
— После вашего ухода РПЛ ослабла?
— Безусловно. В мое время там играли хорошие легионеры, а на данный момент качественные иностранцы только у «Зенита». Ну, может, один-два у «Спартака». У других их нет. Все из-за санкций, введенных после 2014 года. Многие легионеры покинули Россию в этом году. Но прежде всего отсутствие качественных иностранных футболистов связано с финансами. Они едут в Россию за деньгами.
— Четыре чемпионства «Зенита» подряд удивляют?
— Нет. Они всегда были чемпионской командой. Зенит» — гегемон в РПЛ. У Питера не просто хороший, а чемпионский состав. Раньше конкуренция была сильнее — чемпионство брали «Спартак», «Локомотив» и ЦСКА. Даже мы с «Краснодаром» претендовали… Но сегодня у «Зенита» нет конкурентов.