Во времена СССР органы власти внимательно следили за моральным обликом известных спортсменов. По одной из версий, именно по этой причине по лагерям пошел великий Эдуард Стрельцов: якобы прежде он позволял себе откровенно разгульный образ жизни, и за это на его примере была устроена показательная порка.
Впрочем, представителей силовых органов беспокоили и куда менее очевидные (если судить по нашему времени) проступки звезд тех лет. Например, некоторым из них приходилось скрывать свою религиозность.
В числе таковых оказался и главный вратарь позднего СССР Ринат Дасаев. Любимец Бескова, уехавший в Испанию с волной первых советских легионеров, исповедовал ислам и, судя по всему, относился к этой теме серьезно. Выходя на матчи, Дасаев брал с собой небольшую сумку, в которой, помимо запасных перчаток, лежал Коран.
«Все обсуждали на все лады сумку с запасными перчатками, которую для удачи клал в ворота. Хорошо еще, не знали, что у меня там было, кроме перчаток… А был там — Коран. И это было для меня нечто гораздо большее, чем примета. Об этом не знал никто — ни Бесков со Старостиным, ни ребята. Может быть, только догадывались. Без Корана в сумочке года с 80-го на поле не выходил».
В конце концов, нежелательные наклонности Дасаева были замечены властями — и вратаря попросили изменить свой образ жизни:
«С религией связан и единственный эпизод, когда у меня возникли проблемы с КГБ. То ли в 83-м, то ли в 84-м я с родными сходил на праздник в мечеть, и меня там увидели. Вызвали «наверх» и начали промывать мозги: «Ты не можешь ходить туда. Тебя все знают. Завтра об этом напишут на Западе и сообщат по антисоветским радиостанциям. Чему ты учишь молодежь?!» — рассказывал Дасаев для книги журналиста Рабинера «Спартаковские исповеди».
К счастью, особых проблем у футболиста из-за этого не возникло. Все-таки к середине 80-х общественное устройство СССР было намного мягче, чем в предыдущие годы:
«К счастью, развития это не получило. Я продолжал ходить в мечеть по праздникам, но осторожно, чтобы никто не видел. И больше не трогали. Правда, из-за той истории на полгода позже, чем собирались, вручили орден «Знак почета».
Всего через несколько лет Дасаев доберется вместе с главной командой страны до финала чемпионата Европы и будет признан лучшим вратарем мира (по результатам опроса Международной федерации футбольной истории и статистики). Так что от сдержанной реакции КГБ выиграли все — и сам футболист, и футбол в СССР.