strong,Федор Черенков, — легенда московского «Спартака» с невероятно трагической судьбой. Уже на протяжении своей игровой карьеры он был вынужден бороться с психическим расстройством, которое не позволило ему в полной мере реализовать свой талант. Но, несмотря на это, Черенков все равно стал одним из самых узнаваемых и любимых фанатами игроков в истории «Спартака».
«В «Спартаке» давно таких талантов не было и долго еще не будет. Тот же Мостовой мог разок-другой фокус почище любого бразильца выкинуть, но пасом на 50-60 метров (в ноги!) владел только Черенков», — говорил про рекордсмена красно-белых по количеству проведенных матчей по всех турнирах Олег Романцев.
К сожалению, напрямую болезнь Черенкова повлияла на его карьеру и в тот момент, когда Федор поехал выступать за рубежом.
«По Родионову было несколько предложений из разных стран — Германия, Испания, Италия. Причем суммы предлагали в два раза выше, чем в итоге оформили на двоих футболистов. Но Сережа не хотел ехать за рубеж без Черенкова, а вместе у них была мечта поиграть во Франции. Их согласился принять «Ред Стар» — с помощью советской связки они хотели выйти в высший французский дивизион, — рассказывал Sport24 футбольный агент Владимир Абрамов, работавший в «Совинтерспорте» (организация занималась продажей советских футболистов в иностранные клубы).
Федя на момент перехода еще не болел — какие-то отдельные признаки проявлялись, но не более. Он-то в отличие от Родионова, который получил травму сразу, отыграл несколько месяцев, и только потом болезнь проявилась со всей силой. Мы замечали, что Черенков иногда зависает, но не придавали этому значения. А вот уже во Франции пошли глюки в период повышенных нагрузок».
По воспоминаниям знакомых Черенкова, его болезнь в периоды обострений действительно проявлялась через крайне серьезные симптомы. Федор уходил в себя и замыкался, а иногда, по воспоминаниям партнеров и тренеров, страдал от галлюцинаций и панических атак. По версии Абрамова, в те годы Федор относился к своему недугу не так, как стоило: например, он не принимал никаких лекарств.
«Ему, наверное, просто стыдно было идти с этой болезнью, к кому-то обращаться. И потом это же все тщательно скрывалось, пытались все списать на перегрузки. Сейчас отдохнет, и все вернется в норму», — рассказывал Абрамов «Аргументам недели».
«Ред Стар», может, и хотел сохранить Черенкова в команде, но после того, как его заболевание стало очевидным, они решили расстаться с футболистом. На этом стояли и представители «Совинтерспорта», которые были максимально заинтересованы в том, чтобы о произошедшем не узнала пресса.
«Это же еще были советские времена! Мы работали совместно с посольством, делом Черенкова занимался Чемезов — друг Владимира Владимировича Путина. Он сейчас заведует «Ростехом». Он в «Совинтерспорте» был заместителем генерального директора. И его направили в Париж для урегулирования вопросов с посольством. Для расторжения контракта. И ведь «Ред Стар» отнесся с пониманием. Ведь не так много за Федю заплатили. Для них было главное — лишь бы не ушел Сережа Родионов», — говорил Абрамов.
Возвращение Черенкова на родину в 1991-м пошло ему на пользу. За «Спартак» он провел больше полусотни матчей, несмотря на полностью пропущенный сезон-1992. Под конец 1993-го легендарный полузащитник завершил карьеру и перешел на тренерскую работу.
Увы, прощание с нагрузками профессионального футболиста (многие в заболевании Черенкова обвиняли именно их) кардинально не изменило состояние Федора. С возрастом его проблемы не исчезли. Осенью 2014 года, в возрасте 55 лет, Черенков скончался. Предположительной причиной был названа опухоль головного мозга.