Левон Иштоян — культовый футболист для Армении. Во многом благодаря его игре «Арарат» выигрывал чемпионат и Кубок СССР. В Ереване его боготворили, ставили выше Пеле и даже собирались установить памятник. А его не менее легендарный соотечественник Фрунзик Мкртчян упоминал Иштояна в «Мимино».
Сейчас Левон Арутюнович живет в Соединенных штатах Америки. Он туда перебрался в конце 80-х. Хотя первый шанс «сбежать» за границу у него был сразу же после окончания игровой карьеры.
«Брат с женой туда переехали в 1976-м. Меня и мать, и брат с женой уговаривали уехать… А я даже мысли не допускал. Отвечал: «Во-первых, меня не выпустят. Во-вторых, в Ереване все хорошо. Сдалась мне эта Америка?» Брат 10 приглашений присылал — я все отказывался и отказывался», — вспоминал Иштоян в интервью «СЭ».
Решиться на переезд удалось лишь через 10 лет. За это время Иштоян успел попробовать себя в тренерском деле — поработал в футбольной школе, с юношеской сборной Армении и даже немного побыл ассистентом главного тренера родного для себя «Арарата».
Но в итоге решил уехать. В первую очередь ради детей.
«В 88-м в Армении начались демонстрации. Посмотрел на все это и решился: «Пока дети маленькие — пусть учатся в Штатах. Чтоб там пойти в университет». Уехал! Они же мне потом и сказали бы: «Отец, ты имел такие возможности, а оставил нас здесь…» — рассказывал футболист.
Правда, пришлось пойти на материальные жертвы. Для того, чтобы Иштояна выпустили из страны, ему пришлось расстаться с квартирой, которую он получил, будучи игроком «Арарата».
«Я 20 лет в футболе — что получил от государства? Только отдал! Чтоб меня выпустили, квартиру отдал. Даже не продал. У меня выбора не было. Или отдавай, или никуда не едешь. А квартира была шикарная — 4-комнатная в самом центре, недалеко от рынка! Сказал: пожалуйста, забирайте. Сейчас там бывший второй секретарь ленинаканского обкома. Коммунист номер два. Зовут Таджат, фамилию не помню (Саргсян. — Sport24)», — рассказывал Иштоян.
Но даже находясь вдали от родины, Иштоян старается помогать своим друзьям по «Арарату».
«Кто из нашего «Арарата» жив — тот больной. Я же со всеми контакт поддерживаю. Чем могу — отсюда помогаю. Норику Месропяну. Николаю Казаряну. Тот в нехорошем состоянии. Работы нет, как инвалид дома. Раз в 4-5 месяцев отправляю какие-то денежки. Сколько могу. Мне всем друзьям хочется помочь!» — говорил футболист.