Трансферы между «Зенитом» и «Спартаком» в современной истории происходят крайне редко и притягивают фанатский хейт зачастую сразу с обеих сторон. Что уж говорить, если порядочно навел шума даже недавний переход молодого Дамира Шайхтдинова из временно прикрытого «Спартака-2» во второй «Зенит», где он тоже пока не стал игроком старта.
Причем речь не только про прямые трансферы. Достаточно вспомнить, с какой яростью спартаковские болельщики освистывали Романа Широкова, который перебрался из Петербурга в красно-белую часть Москвы транзитом через «Краснодар».
Тем не менее на один такой громкий трансфер могло быть больше, причем он наверняка затмил бы по градусу фанатской ненависти даже переезд в Северную столицу Артема Дзюбы. Речь о Романе Павлюченко.
Культовый для «Спартака» СуперПав действительно мог примерить сине-бело-голубую форму, когда провел год в «Тоттенхэме» и понял, что в Англии ему светит лишь роль игрока ротации. Точно по такой же причине в Россию возвращались другие герои Евро-2008 — Аршавин, Жирков, Билялетдинов.
«Я в курсе интереса «Зенита». Клуб хотел заполучить Рому еще летом. Думаю, зимой мы вернемся к обсуждению этого варианта. Но я прорабатываю и другие направления», — рассказывал в октябре 2009-го агент футболиста Олег Артемов.
Александр Дюков, работавший тогда президентом «Зенита», подтверждал интерес к Павлюченко, однако в то же время уточнял — англичанам нужно вести себя поскромнее:
«Было предложение по Павлюченко, но «Тоттенхэм» запросил за него нереальные деньги. Речь шла о 18 млн евро. Может, он и стоит таких денег, если найдется клуб, готовый купить его трансфер за эту сумму. Но «Зенит» столько платить не готов. Не исключено, что зимой мы вернемся к его кандидатуре, если ожидания «Тоттенхэма» станут более реалистичными».
Судя по информации британского издания Daily Mail, в январе 2010-го клубы все-таки договорились и остановились на сумме в 11,2 млн евро при рыночной стоимости Романа в 8 (данные Transfermarkt).
Для сине-бело-голубых это было бы отличное приобретение: топовый форвард с российским паспортом и жаждой доказать, что в него зря не поверили в Англии, по вполне адекватному прайсу. К тому же петербуржцы остро нуждались в забивном игроке после потери Павла Погребняка.
Вот только болельщики «Зенита» совсем не хотели видеть Павлюченко в любимой команде, и футболист узнал об этом от супруги Ларисы.
Спустя годы Роман еще и рассказал о неприязни к Санкт-Петербургу и его футбольному детищу. Этот трансфер определенно был обречен на провал?
«Не люблю Петербург, там «Зенит». Да и город напрягает. Воды много, климат тяжелый. Сколько ни приезжаю туда, чувствую себя не совсем комфортно. А уж как в интернете меня хаяли питерские болельщики, когда были слухи, что «Зенит» готов выкупить мой трансфер у «Тоттенхэма»!
Лариса зашла на какой-то из фанатских сайтов и сказала мне: «Почитай, что там о тебе пишут». Я ознакомился и понял, что в «Зенит» никогда не перейду. Для футболиста, игравшего за «Спартак», дорога закрыта в два клуба — ЦСКА и «Зенит», — признавался Роман в 2014 году.
При этом перед СуперПавом был пример Быстрова, и нападающий совсем не хотел подвергаться столь же массовой ненависти.
«У Володи железные нервы. Поражаюсь, насколько смелый он человек. Когда вернулся из «Спартака» в «Зенит», проблемы-то начались сразу. Мы приехали в Питер со сборной на поезде, и на вокзале Быстрова поджидала толпа. Многие были в масках.
Пока шли по перрону, они оскорбляли его, что-то бросали, один попытался Володю ударить, но охранник сборной был начеку. Позже Быстров мне рассказывал: «Первое время на улице я не появлялся. Даже в магазин боялся выйти». Я бы так не смог. И не важно, какую мне предложили бы зарплату. Всех денег не заработаешь», — отмечал Павлюченко.
Послушав Быстрова и недовольных фанатов, СуперПав отказал «Зениту» и обосновал все предельно ясно — бывшему спартаковцу нечего делать в Петербурге:
«За последние двое суток было как никогда много звонков — не только журналисты, но и друзья искали подтверждения моему переходу в «Зенит», который в интернете был подан едва ли не как свершившийся факт. Могу успокоить всех сразу или, может быть, кого-то расстроить, но дорога в санкт-петербургский клуб для меня закрыта. Причем это мое личное решение.Я никогда не смогу стать в «Зените» своим, поскольку раньше достаточно долго играл за московский «Спартак». Прекрасно зная отношения между спартаковскими и зенитовскими болельщиками, понимаю, что первые мне никогда не простят такого шага, а вторые никогда не примут его полностью.
Отношение красно-белых фанов мне всегда было дорого. Вот поэтому я и сообщил своему агенту Олегу Артемову, что вариант с «Зенитом» можно не рассматривать. Надеюсь, все заинтересованные стороны поймут меня правильно: переход спартаковца в Санкт-Петербург — то же самое, что трансфер игрока «Тоттенхэма» в «Арсенал». Нельзя наплевательски относиться к чувствам болельщиков, которые тебя любили и поддерживали».
Дюков, кстати, ответил на слова Романа и заявил, что изначально от перехода отказался вообще-то совсем не футболист: «Руководство рассматривало вопрос аренды Романа Павлюченко на полгода, чтобы летом решить, стоит ли его приобретать. К сожалению, это предложение не устроило «Тоттенхэм». Приобретать же Романа сейчас мы бы не хотели».
В итоге СуперПав попылил в Англии еще пару лет: не стал легендой «Тоттенхэма», но в общей сложности забил 42 мяча за 118 игр, что просто шикарно для далеко не всегда основного игрока, и точно запомнился местным болельщикам — хотя бы вот такой красотой.
Зимой 2012-го нападающий, когда ему уже исполнилось 31, все же вернулся в РПЛ — стал игроком «Локомотива». После этого карьера Павлюченко пошла на спад, и, возможно, в «Зените» он бы проявил себя куда ярче. Однако едва ли Роман об этом жалеет.