Сейчас легендарная фамилия Пушкаш знакома абсолютно всем поклонникам футбола. Подавляющее большинство нынешних болельщиков, конечно, не видели его в деле, однако благодаря одноименной премии за самый красивый гол года, учрежденной ФИФА, его фамилия остается на слуху, а его лицо легко узнается на ретро-фото.
В 50-е и 60-е годы, на пике своей карьеры, Пушкаш, разумеется, тоже был безумно популярен. До отъезда в Испанию венгерские фанаты боготворили его, а после — болельщики «Реала» посвятили ему не одну песню.
Тем не менее спустя несколько лет на смену Пушкашу пришли новые герои: в 70-е и 80-е на футбольных полях зажигали Джордж Бест, Йохан Кройф, Мишель Платини, Марко ван Бастен, а фамилию легендарного венгра, который к тому моменту стал тренером, болельщики уже подзабыли.
Впрочем, на то Пушкаш и был легендой, что мог абсолютно в самый неожиданный момент зажечь и приковать к себе внимание. Спустя десятки лет после окончания карьеры, он не растерял этот талант и сумел даже на пенсии шокировать болельщиков.
Эту удивительную историю, которая в футбольном мире стала одной из любимых баек ветеранов, поведал знаменитый судья всесоюзной категории Марк Рафалов.
«В начале 80-х группа тренеров из разных стран прилетела в Австралию поучить футболу тамошнюю молодежь. Были среди учителей и великие, недавно завязавшие с большим футболом Джордж Бест и Денис Лоу», — говорил Рафалов.
Разумеется, большая часть молодых футболистов рвалась учиться к ним. Однако мест на всех не было, поэтому некоторым детям пришлась довольствоваться занятиями со «странным толстячком пенсионного возраста и совершенно не футбольного вида, с трудом говорившим по-английски».
«Дети были недовольны и на первом же занятии начали срывать на учителе злость: отпускали шуточки, хохотали, когда тот, тряся животом, с одышкой, показывал упражнения. А к концу урока вообще перестали его слушать — слонялись по полю и пинали мячи», — рассказывал Рафалов.
В какой-то момент хамство достигло таких пределов, что его заметили даже увлеченные Бест и Лоу. И тогда они решили проучить неблагодарную молодежь, а старичок нефутбольного вида в этом им помог.
«Остановились, мальчишки столпились вокруг и навострили уши для советов от Великих. Однако Бест вместо слов расставил 10 мячей в 20 метрах от ворот. «Как думаете — сколько раз из десяти ваш тренер попадет мячом в перекладину?» — спросил он. Ответы были совершенно уничижительные для толстяка. Кто-то даже сказал: «Ни разу — потому что не сможет из-за живота увидеть мяч».
А дальше начался цирк — раз за разом толстяк бил точно в перекладину. Наконец, остался последний мяч. Тренер подбросил его, поймал на лоб, подержал пару секунд, скинул на плечо, с плеча — на пятку, пяткой — в воздух и с лета влепил в перекладину с такой силой, что ворота загудели. «Учитесь, дети! — сказал Бест. — Перед вами Ференц Пушкаш!» — вспоминал Рафалов.
Наверняка этот урок дети запомнили на всю жизнь.