В ночь на 10 июля 2010 года в центре Москвы был убит фанат московского «Спартака» Юрий Волков. Смерть молодого человека от рук троих уроженцев Чечни вызвала невероятный общественный резонанс в городе: тысячи футбольных болельщиков почтили его память, высказывались политики, общественные деятели.
Каждый год к дате смерти Юрия Волкова в Москве появляется граффити в память о нем. «Сейчас это делают не ребята, которые его знали, а те, кто в принципе не мог его застать. Ребятам, которые рисуют граффити на «Октябрьском поле», на «Народном ополчении», никто это не навязывает. У них полное самосознание на эту тему», — говорят друзья Волкова.
Корреспондент Sport24 Антон Дорофеев поговорил с родными и друзьями болельщика «Спартака», которые рассказали, каким человеком был Юрий Волков и как изменилась их жизнь после смерти близкого человека.
«Менты на руках вносили в вагон, а он изображал приступ эпилепсии»
«Типичный младший брат. Как старшая сестра я всегда должна была приглядывать. А он был такой человек: если можно выйти, упасть и разбить коленку, сесть на гвоздь — он это делал. Моя задача была — его оберегать. У нас разница — всего три года, мы все время были вместе», — вспоминает Мария Волкова, сестра Юрия.
Друзья вспоминают Юру как открытого, искреннего человека, популярного у девушек — душу компании. «Если он радовался, то это всегда было по-настоящему. Хороший друг, товарищ, всегда поддержит».
«Я навсегда запомнил улыбку Юры. Она была специфичная — он ей кого угодно мог обворожить: девушек, учителей… Очень часто на харизме выезжал, — вспоминает друг Роман. — При этом знал себе цену и мог за себя постоять. Мог огрызнуться, не промолчал бы, если что».
«У Юры был широкий круг знакомых разных профессий и возрастов, социального положения. Ко всем он относился порядочно», — рассказывает Александр, друг Волкова по работе.
«Как-то в районе станции метро «Динамо» играли мини-футбольные «Спартак» и ЦСКА. Было весело, и нас начали «принимать»: Юру менты на руках вносили в вагон, а он изображал приступ эпилепсии. Забрызгивал слюной, его всячески лихорадило. В нем был определенный элемент трикстерства, готовность подключить актерские способности в нестандартной ситуации. «Отшутился», и его первым отпустили. На контрасте с сестрой его подкалывали, говорили, у тебя сестра умница — учится и так далее. Он всегда отшучивался: «Зато я на районе пацан центровой!» — вспоминают друзья.
«Позвонила мама. Сказала, что что-то с Юрой случилось»
Юрий Волков работал на телеканале «Спорт» в холдинге ВГТРК на должности администратора. За полгода до смерти пошел на повышение — получил должность ассистента режиссера. Проходил обучение на эту должность, но толком поработать в этом качестве не успел.
«Я была на даче с друзьями — позвонила мама. Сказала, что пришел Юрин друг, и что-то с Юрой случилось. То ли подрался — сбивчиво говорила, попросила меня приехать домой. Когда я приехала, друг сидел с мамой. Сказал, что Юру отвезли в больницу, и непонятно, что с ним. Мы начали звонить в Склифосовского и параллельно смотреть новости. В новостях уже было написано, что его убили. В больницу не удалось дозвониться. На следующий день мы уже поехали в больницу», — говорит Мария Волкова.
«Мне позвонили на следующий день. Друг звонит и кричит в трубку: «Макс, Волка убили!» А я Волком его никогда не называл — Юрец и Юрец. Я сначала не понял — потом дошло. Шок, перекрыло. Потом я выяснил, что мне пытались дозвониться в первые полчаса или час, но не смогли. А на следующий день [после происшествия] я был за рулем, слушал новости. Услышал, что на Чистых прудах произошло убийство и просто ткнул «дальше» — наверное, музыку какую-то искал. А буквально через пару часов оказалось, что это Юрец», — вспоминает друг Максим.
«Был загруженный день, мы сидели в баре, и мне звонят: «Волчка убили». — «Как вообще?!» Помню, мы стихийно собрались в том районе, в сквере — переживали, общались. Все знакомые девушки рыдали. Было печальное зрелище», — делится друг Волкова Олег.
«Сквозь пальцы на меня брызгала его кровь»
Волкова зарезали охотничьим ножом у входа в вестибюль станции «Чистые пруды». О происшествии Sport24 рассказал друг Юрия Валентин, который был в тот момент с ним.
«Мы встретились после обеда, гуляли в районе Чистопрудного бульвара и метро в компании человек из семи. Подошли [к метро] около первого часа ночи, я с другом планировал идти пешком домой. Один из наших друзей отошел позвонить — и тут три человека, видимо, решили, что он один, и наехали на него. Пихнули, обозначили агрессию, после чего он дал отпор. Мы увидели, что завязывается перепалки и подошли. Когда они увидели, что наш друг не один, то сразу поняли, что для них может худо закончиться. Сразу достали ножи и начали резать — параллельно Юру и меня с другом. Так получилось, что для Юры все закончилось фатально, прямым ударом в сердце. А мы с другом увернулись — другу удар пришелся почти в шею, в ключицу. А мне вместо бока спин вошел в спину, под кожу.
Агрессивные граждане убежали в сторону Сретенки, памятника Крупской, а мы стали помогать друг другу — увидели, что дело у Юры плохо. Первое время он еще был жив, но стал обмякать. Первое время был шок — не поняли, что произошло. Потом — скорая. Меня с Юрой увезли в «Склиф», а ребята — молодцы, притом, что один из них был ранен, быстро побежали вслед за убийцами. Параллельно поймали ребят из ППС и совместно их поймали. Объяснили, что произошло и стали искать орудие преступления».
«На меня прыгает человек с ножом. Юрий Волков прыгнул передо мной и получил удар в грудь. Он сразу упал. Я подскочил к Юрию Волкову — начал руками затыкать ему дырку. У него была огромная дырка на груди, и сквозь пальцы на меня брызгала его кровь», — рассказывал программе «Вести» еще один друг Юрия, Максим Домницкий.
Благодаря четким действиям компании преступников удалось найти, и в дальнейшем они понесли наказание. Тем временем Юрия с Валентином довезли до института Склифосовского.
«Максим потом рассказывал, что [Юра] уже лежа на асфальте шутил. Это на него похоже! Он был жив и в скорой, а умер в лифте Склифосовского», — говорит сестра.
«Государство не ожидало, что люди выйдут на улицу»
«[Во мне] боролись два чувства: горе от потери друга и ощущение несправедливости, желание докопаться [до правды]. Ты 20-летний пацан или девчонка, власти тебя не слышат и не видят. Ты приходишь на эти Чистые пруды, где стоит сотня человек. Понимаешь, что многие просят справедливости, а мы ее не получили», — делится школьная подруга Волкова Екатерина.
«В тот момент у русских людей и у ребят с Кавказа сложилось абсолютно негативное мнение друг о друге. У тех дома была война — не дай бог каждому такое испытать. А государству было плевать. Не скажу, что сейчас лучше или хуже — контроля больше. А тогда всем было плевать на это и на то, во что это выльется. Наверное, государство даже не ожидало, что такое может случиться: люди выйдут на улицу и перекроют центральную магистраль», — считает друг Волкова Роман.
Сотни людей ежедневно приходили на место трагедии, чтобы почтить память Юрия Волкова. И это были не только друзья, но и совершенно незнакомые люди, чью душу тронуло происшествие: дело об убийстве фаната вызвало широкий общественный резонанс.
«Насколько я понимаю, в первые моменты приехали люди, которые отели посодействовать, чтобы преступников освободили. Но поскольку резонанс уже был, так просто этого сделать не удалось. Дальше — судебный процесс», — объясняет Мария Волкова.
В зал суда не пускали никого, царила напряженная обстановка. В коридоре находились родственники осужденных, возникла полуконфликтная ситуация на выходе из суда, но ни во что не переросла. Обвиняемые вели себя бодро, сопровождали процесс возгласами и криками. «Пытались разыгрывать национальную карту», — полагает Валентин.
«Момент приговора я не видела, но помню, когда они выходили. По выражению лица было понятно, что им наплевать — скорее всего, они понимали, что скоро освободятся. Маме было все равно. Когда обсуждали, она сказала: «А что это изменит? Ну, дали ему 17 лет». Мне тоже, честно говоря, все равно, сколько. Мне бы хотелось, чтобы что-то поменялось в сознании. Чтобы человек задумался: он сломал жизнь сразу нескольким людям. Думаю, что на тот момент у них в голове ничего не мелькнуло. Сейчас? Мне любопытно — я бы посмотрела им в глаза», — говорит Мария Волкова.
Один из двух осужденных, Бекхан Ибрагимов, получивший 6 лет колонии общего режима, отбыл в исправительном учреждении более половины срока наказания и был освобожден условно-досрочно 7 мая 2013 года. Убийца Волкова, Ахмедпаша Айдаев, получил 17 лет лишения свободы. О настоящем местонахождении Айдаева, несмотря на запросы Sport24 в МВД и ФСИН, в данный момент информации нет.
«Благодаря Карпину деньги дошли до родителей Юры»
После смерти Юрия Волкова друзья не бросили семью погибшего и помогали в трудные моменты: в то время мать Волкова приняла решение взять в семью приемную дочь и нуждалась в ремонте квартиры. Болельщики встретились с руководством «Спартака» и совместно оказали финансовую помощь.
«В фанатской среде было неоднозначное отношение к Валерию Карпину (в 2010-11 году Карпин совмещал должности главного тренера и генерального директора клуба — прим. Sport24), но именно благодаря ему деньги дошли до родителей, и мы смогли вместе помочь семье Юры. Это пример правильной синергии, когда команда и болельщики были единым целым. К сожалению, у нас часто бывает так: чтобы это произошло, должна случиться какая-то беда», — рассказали друзья Волкова из фанатского движения «Спартака».
Посмотреть полную версию выпуска программы «В движе» о болельщике «Спартака» Юрии Волкове можно на Youtube-канале «Футбол24».