Джордан Ларссон больше не вернется в «Спартак». Большинству это было понятно еще в марте, когда футболист унес ноги из России, с удовольствием воспользовавшись открытой ФИФА лазейкой.
Недавно легионерам РПЛ позволили приостановить контракт с нынешними командами на год, Ларссон тут же воспользовался и этим шансом. В «Спартаке» же логично решили просто досрочно разорвать с ним контракт — все равно он истекал летом 2023, и ни о какой пролонгации речи идти не могло.
Джордана проводили язвительным постом с отсылкой на легендарный мем.
Многие болельщики «Спартака» оценили троллинг. По их мнению, Ларссон получил справедливую ответку за некрасивые высказывания в последние месяцы, когда он играл в аренде в Швеции.
Джордан и правда наговорил лишнего, когда деликатнее было бы промолчать.
- «Будет невероятно весело выступать за АИК эти три месяца. Когда появилась такая возможность, у меня не было никаких сомнений», — говорил он сразу после перехода в АИК.«Надеюсь, мне не придется возвращаться в Россию. С контрактом могут возникнуть трудности, но возвращаться я не хочу», — говорил он в мае.«Хорошо, что ФИФА продлила этот срок. В таком случае мне не придется возвращаться», — поставил он точку в конце июня.
Заслужил ли Ларссон ответную пощечину? С болельщицкой или пацанской точки зрения — пожалуй. С точки зрения профессионального клуба, одного из гегемонов российского футбола как минимум в медиапространстве — это чересчур нагло и даже стыдно.
Во-первых, подобное прощание выглядит неблагодарно. Да, Ларссон ужасно провел этот сезон в России и период при Витории по делу называет худшим отрезком в своей карьере. Но несправедливо забывать, чьи 15 голов в позапрошлом сезоне помогли завоевать «Спартаку» серебро чемпионата. И кто за 2,5 сезона в России оформил 26+9 по гол+пас. К слову, второй после Соболева показатель форвардов «Спартака» за этот временной промежуток.
Во-вторых, Ларссон поставил для себя моральную планку выше этической, и заявил об этом публично. Что ж, в последние месяцы мы живем в мире, в котором среднестатистический европеец относится к России с предубеждением и осуждает боевые действия на территории Украины. Джордан не стал скрывать свою позицию, забыв про учтивость в сторону работодателя. Это его право и не повод со стороны этого самого работодателя плеваться в ответ. Особенно если он позиционирует себя как одна из лучших спортивных организаций страны.
Нужно понимать еще две важные детали.
Первая — футбольная. Вспомните условия, в которых Джордан сверкал у Тедеско: острая контратакующая игра, обилие свободных пространств для рывков за спину, синергия с Промесом и Соболевым, за счет броуновского движения которых в тройке атаки можно было выходить на убойные позиции в штрафной. Не просто так именно в таких условиях он показал лучшие цифры за всю карьеру в России не только по голам, но и по ключевым передачам, созданным опасным моментам и проценту реализации.
С приходом Руя Витории концепция изменилась — «Спартак» пытался играть менее вертикально, больше владеть мячом. Мы так и не увидели, какой именно футбол Витория хотел построить в «Спартаке». Как и не поняли, какую роль в его модели должен был играть Ларссон. Джордан хорош, когда у него есть пространство для применения скорости и техники, когда ему создают условия. Потому в контратакующем «Спартаке» Тедеско он блистал; в сумбурной команде Витории — потух.
Это не оправдание Ларссона — конечно же, он и сам виноват, что за половину сезона не отличился ни одним результативным действием. Но нужно четко осознавать, что на его провал серьезно повлияла резкая смена курса развития команды.
Вторая деталь — личная. Ларссон никогда не скрывал, что рассматривает «Спартак» и РПЛ как трамплин в сильную европейскую лигу. В слитой переписке с бывшим шеф-скаутом «Спартака» Александром Аверьяновым Зарема Салихова пишет, что Ларссон сообщил о желании покинуть команду еще в апреле 2021. А вот объяснение самого Джордана в недавнем интервью шведской прессе:
«Было много смен тренеров, много смен позиций, и мне не разрешили уйти летом (речь про лето 2021, — Sport24). У меня родился сын, и я был вдали от него и моей невесты в течение нескольких месяцев, и это было труднее, чем я ожидал. Конечно, подобные вещи влияют. Но важно уметь с этим справляться, а я не мог сделать это в тот момент.
«Вольфсбург? Этот вариант был очень близок. У клуба было предложение в несколько миллионов евро, но он отказался. Это была очень хорошая возможность для меня. Когда я подписал контракт со «Спартаком», они хотели оставить меня на два сезона, а затем продать и заработать много денег, поэтому мне показалось немного странным, что они не отпустили меня, когда появилась возможность».
Ларссон никогда не клялся в вечной любви к «Спартаку», потому набрасываться на него за меркантильный подход к своей карьере бессмысленно.
С другой стороны, можно понять и обиду «Спартака». Ларссон не так давно расценивался как один из трансферных активов. В той же переписке с Аверьяновым Салихова писала о надеждах когда-нибудь заработать на продаже Джордана 20 млн евро. Своими выступлениями в прессе Ларссон обрубил даже теоретическую возможность возвращения в «Спартак» и продления контракта. А следовательно — возможности для клуба заработать на его продаже хоть что-то.
Возможна и личная обида Заремы. Не забываем, что именно жена Леонида Федуна сыграла решающую роль в трансфере Ларссона и лично поручилась за «мальчика». В своем телеграм-канале Зарема писала про «моего любимого Ларссона», набрасывалась на экс-спортдира Попова за его стремление продать Джордана и не сильно скрывала, что персонально болеет за шведа.
Похоже, для Заремы Ларссон был больше, чем просто футболист. Это ее первый публичный протеже, о котором она рассказала во всеуслышание. Игрок, за которого она лично поручилась перед мужем, ради ставки на которого готова была отказаться от подарков на три года. И которому явно симпатизировала особенно остро. Потому и слова недавнего любимца про нежелание возвращаться в «Спартак» могли быть восприняты слишком близко к сердцу.
Можно предположить, что шутку про «агента 007» придумала не медиа-служба «Спартака». Но теперь все это лишь догадки.