Еще 10 лет назад 30-летний рубеж для полевого игрока был моментом, когда его карьера начинает стремиться к закату. Возможности человеческого организма не безграничны, потому даже самые одаренные атлеты после 30 начинали сдавать.
Но в последние годы мы видим обратную тенденцию. Левандовски, Модрич и Бензема показывают лучший футбол в карьере в возрасте 33+. Ибрагимович, Роналду и Тьяго Силва играют в топ-клубах, приближаясь к 40. Секрет — в инновационных методах подготовки и восстановления, или на английский манер биохакинге, который помогает им выжимать из своего тела максимум.
Один из проводников биохакинга в современном спорте является агент Ханнес Винцер, который работает с такими игроками как Садио Мане, Кай Хаверц, Серж Гнабри и Марк-Андре тер Штеген. Он вдохновляется Андреасом Брейтфельдом, одним из гуру биохакинга и нейроатлетики в современном спорте.
«Именно эти 1-2% в конечном итоге имеют решающее значение, — говорит Винцер. — Выиграть единоборство в дополнительное время или иметь преимущество в темпе перед тем, как забить решающий гол. Я рекомендую своим игрока только то, что подходит лично им и с чем они чувствуют себя комфортно. Футбол — традиционный, консервативный вид спорта, как с точки зрения мышления, так и структур внутри него. Не все любят инновации. Те инновационные методы подготовки и восстановления, что мы используем сейчас, через пару лет будут восприниматься как должное».
Ниже — немного о необычных методах восстановления, которые подойдут любому как на любительском уровне, так и в повседневной жизни:
Роберт Левандовски: десерт на первое
Левандовски совсем скоро стукнет 34, но он находится в, пожалуй, лучшей физической форме за свою карьеру. Секрет — не только в тренировках, но и в диете, которую для него разработала супруга Анна, чемпионка Польши по каратэ и дипломированный специалист в области нутрициологии.
Недавно Роберт признался, что употребляет пищу необычным способом: «Сначала я ем пудинг, потом закуску и только за ним основное блюдо. Это помогает пищеварению, так как углеводы усваиваются быстрее, чем белки».
По мнению Брайтфельда, такой необычный прием пищи имеет право на жизнь при двух условиях: а) вы сжигаете калории как спортсмен мирового уровня; б) вы кушаете сразу после тренировки, которая опустошает запасы гликогена в печени и мышцах.
Эрлинг Холанд: оранжевые очки
В отличие от большинства, Холанд уже с раннего возраста старается применять инновационные методики, чтобы повысить продуктивность на поле. Одна из самых интересных — специальные оранжевые очки, которые он надевает перед сном.
«Мой друг посоветовал надевать их, — рассказывает Эрлинг. — Они фильтруют синий свет от телевизора и смартфона. С ними активнее выделяется гормон сна мелатонин, это помогает лучше высыпаться и быстрее восстанавливаться».
Синий цвет от экранов телевизора, компьютера и светодиодных ламп и правда препятствует выработке мелатонина. Андреас Брейтфельд подтверждает, что это действительно очень эффективный метод, особенно для молодых людей. «Вы получаете наилучшие результаты с оранжевыми очками за два-три часа до сна, а затем меняете их на красные в последний час», — говорит он. Правда, можно обойтись и без очков, если вы за несколько часов до сна откладываете все девайсы и не смотрите в экран.
Златан Ибрагимович: криокамера
Златан в свои 40 лет сохраняет потрясающие для своего возраста физические кондиции. Конечно, он уже не носится по полю как в 25, но благодаря ответственному подходу к тренировкам, питанию и восстановлению остается востребованным в клубе, ставшем чемпионом Италии.
Один из лайфхаков Ибры — криокамера, температура в которой может опускаться до минус 160°C. В этой камере, установленной у него дома, он проводит около трех минут каждый день. Также швед любит освежиться в сугробе после бани. Секрет — в кровеносных сосудах, которые под воздействием шоковой температуры сначала сжимаются, а затем расширяются, наполняя тело кровью, богатой противовоспалительными веществами. Потому криокамера — отличный способ профилактики травм.
По словам Брайтфельда, такой метод очень хорош, но если вы собираетесь нарастить мышечную массу, подвергать тело воздействию низких температур сразу после тренировки не стоит. Этот метод подходит скорее для восстановления. А вот холодный душ с утра дает множество пользы для здоровья на разных уровнях. Так же чудеса творит контрастный душ.
Серж Гнабри: занятия на фортепиано
Пожалуй, самый необычный метод биохакинга. Звездный вингер «Баварии» активно сотрудничает с Ларсом Линхардом, тренером по нейроатлетике. Со стороны это выглядит странно — игрок качает головой и делает специальные упражнения для пальцев, рук и глаз, чтобы разработать новые нейронные связи в мозгу. В том числе играет на фортепиано, где параллельно включены ноги, руки и большинство органов чувств. Подобные упражнения прямым образом влияют на координацию, ловкость, анализ пространства и скорость принятия решений. Агент Гнабри Ханнес Винцер подчеркивает, что раньше Серж был склонен к травмам, а теперь спокойно играет по 40-50 игр за сезон.
Брейтфельд согласен, что создание музыки — отличная форма нейроатлетических тренировок, которая помогает соединить между собой разные участки мозга.
Криштиану Роналду: шестиразовый сон
Роналду — чемпион в плане тренировок, диет и всего прочего, что помогает продлить карьеру и сохранять тело в тонусе. Один из его секретов — необычный график сна. Криштиану спит шесть раз в день примерно по 90 минут на специальной кровати в пользе эмбриона, что позволяет ему наилучшим образом восстанавливать организм. Также он шесть раз в день принимает пищу (завтрак, два обеда, полдник, два ужина) и, как и Златан, пользуется криокамерой.
Андреас Брейтфельд: «Полифазный сон — это прекрасно, это хорошо изучено, — говорит Андреас Брейтфельд. — Минус в том, что почти никто не может поддерживать такой график. Трудно совмещать это с относительно нормальной трудовой и семейной жизнью. Достаточно семи-восьми часов регулярного ночного сна. И лучше всего вы спите, когда в спальне совершенно темно и прохладно».