Футболист Валерий Лобановский был полной противоположностью великого тренера Лобановского. Как ни парадоксально, средний, по меркам современников, игрок отличался от себя в будущем в первую очередь не достижениями и талантом к своему делу, а характером и мировоззрением.
Лобановский был утонченным техничным полузащитником, который увиливал от нагрузок и мог забивать на установки тренера.
«В бытность игроком Валерий совершенно не был похож на себя в будущем. Начать хотя бы с того, что тогда Лобановский, футболист очень техничный и тонкий, был категорическим противником физподготовки, тренировочной работы без мяча. И уговорам тренеров поддавался с трудом. А став тренером, понял, что, если человек не способен выполнить заданный объем работы, будь он технически очень силен, ничего не выйдет», — вспоминал нападающий киевского «Динамо» Виктор Каневский.
«Когда я играл с Лобановским, честно говоря, не видел в нем задатков будущего тренера. На разборах игр, на собраниях он был абсолютно индифферентен. Все кипятились, подсказывали друг другу, где кто ошибся, неправильно сыграл — а он качался (уже тогда!), слушал, что ему говорят, и делал, что хотел».
При этом на поле будущий интеллигент был колким и острым на язык. И однажды даже жестко поплатился за эту особенность.
Неприятная для Лобановского история случилась перед его вторым сезоном в «Черноморце», куда 26-летний полузащитник перебрался в 1965-м — из-за того, что не смог ужиться в киевском «Динамо» с требовательным Виктором Масловым.
В межсезонье-1966 «Черноморец» встречался с «Кайратом». Игра была товарищеской и ни к чему не обязывающей. Однако во время матча Лобановский почему-то взъелся на 23-летнего новичка казахского клуба — полузащитника сборной СССР Сергея Рожкова. На эмоциях он наговорил лишнего сопернику и тут же за это получил.
«Меня спровоцировал Валерий Лобановский. Сказал мне что-то нелицеприятное. В ответ я пнул будущего легендарного тренера аккурат пониже спины», — вспоминал Рожков.
Таким приемом Сергею удалось сбить спесь с обидчика. Но за это он тут же поплатился. Судья удалил с поля дебошира. А спустя несколько дней Рожкову впаяли трехматчевую дисквалификацию — пожалуй, чересчур жесткое наказание за его проступок.
«Пресса раздула этот эпизод, и мне вкатили дисквалификацию», — рассказывал полузащитник.
Впрочем, наказание только раззадорило футболиста. Пропустив начало сезона, он вернулся и сразу же забил, а затем еще трижды отличился по ходу сезона, помог клубу занять рекордное на тот момент 12-е место и заслужил приглашения обратно в «Спартак», где начинал свою карьеру.
Лобановский же забил за тот сезон 5 мячей. Но его «Черноморец» финишировал только 14-м.
После полузащитник провел еще год в Одессе, а затем перебрался в «Шахтер». Там он отыграл еще два года и в 1968 году завершил карьеру — в 29 лет, чтобы потом стать великим тренером.