В 1956 году сборная СССР впервые в истории встретилась с Израилем. В июле израильтяне отправились в Москву биться за право сыграть на Олимпиаде в Мельбурне и с порога удивили соперников, приехав в гости с чужими фамилиями.
Вспоминаем ту беспрецедентную акцию и рассказываем, зачем соперники сборной СССР так поступили.
Зачем футболисты сборной Израиля сменили фамилии перед матчем с СССР
Середина 1950-х — очень непростое время для Израиля. Новообразованное государство страдало от политических конфликтов и войн и всеми силами пыталось отстоять свою идентичность — во многом с помощью ивритизации.
Смена имен на ивритские началась еще до образования государства — в 1920-е. Однако во время Войны за независимость в конце 1940-х и после нее этот процесс стал глобальным и даже принудительным: сначала была образована «Комиссия по ивритским именам», которая публиковала брошюры «Выбери себе имя на иврите!», а затем под напором премьер-министра Давида Бен-Гуриона гражданам стали менять имена. Начали с генералов армии, судей и высокопоставленных чиновников, потом взялись за военнослужащих, служивших за рубежом, и наконец, добрались до обычных гражданских.
Сергей Сальников (слева) в единоборстве с израильским защитником.
Так, в 1950 году появилась инструкция для Министерства иностранных дел, которая запрещала выдавать заграничные паспорта лицам, носящим иноязычные имена и фамилии. Ее жертвой, как раз и стали футболисты сборной Израиля.
Чтобы иметь возможность выехать за границу, им пришлось поменять фамилии на ивритоязычные, поэтому в СССР Ходоров приехал Ходом, Кремер — Кармелем, Левкович — Лави, а Стельмах — Пеледом.
Сборная СССР заколотила пять голов. Но лучшим у Израиля все равно был вратарь
Матч сборной СССР и Израиля прошел 11 июля в Москве и вызывал огромный интерес у болельщиков — на стадионе «Динамо» собрались 56 тысяч зрителей. Несмотря на большой ажиотаж вокруг встречи, советская пресса почему-то не возбудилась грядущим событием и ограничилась лишь скромными анонсами в несколько строчек накануне матча.
Журналисты даже не упомянули о смене фамилий у израильских футболистов, однако при этом почему-то очень заинтересовались новыми номерами сборной СССР.
«Сразу бросается в глаза, что у советских футболистов Симоняна, Иванова и Ильина номера на майках не соответствуют их игровому месту. По правилам международных соревнований, футболистам присваивается порядковый номер согласно заявочному листу, и поэтому Симонян, Иванов и Ильин выступают под номерами 12, 13 и 14», — писал «Советский спорт».
Впрочем, возможно, такой подход и был оправдан. Ведь в Москве израильтяне сыграли так, будто и не выходили на матч — так что в красках их представлять не было смысла. У гостей выделялся разве что только вратарь Яков Ход. 29-летний кипер сделал пять грандиозных сейвов, однако даже его выдающаяся игра не спасла гостей от разгрома. Усилиями Татушина, Симоняна и Иванова хозяева закатили пять безответных мячей и сделали ответную игру в Тель-Авиве формальностью.
***
Ответный матч состоялся через 20 дней и тоже не обошелся без сюрпризов. Прямо на поле на советского футболиста набросилась разъяренная собака. Но это уже совсем другая история.