Полузащитник «Сочи» Артур Юсупов — соавтор одной из главных сенсаций сезона, серебра «Сочи» (сам Артур оформил 8+2 в сезоне РПЛ по системе гол+пас). Но это интервью с Юсуповым будет не о сверхуспешном сезоне или других актуальных событиях — более того, далеко не только о футболе.
Три десятка самых разных вопросов, чтобы лучше понять, что за человек Артур Юсупов. От гордости за страну и качеств, которых не простит девушке, до последнего обеда «Дошираком» и оставшихся в «Сникерсе» двух передних зубов.
Такого Артура вы точно еще не знали.
***
— Винни Джонс сказал: «Если бы не футбол, я бы стал бандитом». Кем стал бы ты?
— Очень сложный вопрос, часто сам себе его задаю. Даже когда в церкви стою, иногда проносится мысль: а что было бы, если б не футбол? В лучшем случае стал бы детским тренером — больше особо ничего делать не умею. Я все поставил на футбол.
— Самый раздражающий вопрос от журналиста?
— У меня есть тезка — известный шахматист. Поэтому каждое интервью меня спрашивали: играю ли я в шахматы? Реально, возьми 10 интервью — и во всех 10 был этот вопрос. Немножко бесило — зачем каждый раз спрашивать, если можно просто предыдущий разговор посмотреть?
— Тебе 32 года. Что бы сказал себе 12-летнему?
— Больше развиваться, читать, почаще посещать школу — частенько ее прогуливал или приходил просто, чтобы отметиться.
— А 22-летнему?
— (Задумался.) Наверное, упрекнуть себя не в чем. Все давалось непросто, через труд. Так что к себе 22-летнему у меня претензий нет. Разве что, опять же: развивайся.
— Самый крупный ущерб, который ты когда-то причинял?
— В детстве полугнилую дыню выкинул из окна и попал в машину.
— Машина осталась цела?
— Я, как кинул, в окно не выглядывал, ха-ха.
— Твое хобби, о котором никто не знает?
— Люблю поиграть в теннис, в баскетбол. Могу в покер порубиться с друзьями. С ребятами на сборах иногда игрались — интересно.
— Самые мучительные переговоры в жизни?
— Когда переходил из «Динамо» в «Зенит» в 2015 году. Тогда выдались эмоционально тяжелые полгода. «Динамо» отлично шло по сезону, я хорошо играл — был уверен, что продлим контракт, который заканчивался в конце сезона. Я получал в десятки раз меньше игроков основы — контракт уровня дубля.
Февраль, у меня уже были предложения от нескольких клубов, включая «Спартак» и «Зенит», но Аджоев (тогдашний спортивный директор «Динамо». — Sport24) подумал, что я блефую. Повышения зарплаты мне не предложили, сославшись на кризис, и дали понять, что никто меня не держит: «попробуй найти другую команду». «Динамо» спохватилось только через пару месяцев, но к тому моменту я уже договорился с «Зенитом».
— Когда-то считал, что тебя недооценивают?
— 2014 год, когда я делал погоду в «Динамо», выигрывал конкуренцию у сильных игроков, а болельщики видели только тех, кто забивал. У фанатов вообще всегда будут в приоритете те, кто забивает или отдает пятками, но они не видят, что те же футболисты до этого 10 раз ошиблись, а кто-то другой за ними пашет и мячи отбирает. Яркий пример — Игорь Денисов, который пахал, как собака, но никто особо про него не говорил. Хотя можно открыть Википедию и посмотреть, сколько он выиграл.
— Что думаешь, когда слышишь, что «Сочи» — фарм «Зенита»?
— Так думать глупо — в этом году мы единственные, кто отобрали у «Зенита» 4 очка. Кроме нас в Санкт-Петербурге никто в РПЛ не выиграл. Да и в прошлом году обе победы «Зенита» над нами были очень сложными. Скорее, наоборот, на них настрой у нас еще больше, чем на остальные команды, поскольку «Зенит» — чемпион.
— Москва или Питер?
— Конечно, Москва. Я здесь живу уже 15 лет, тут много друзей и знакомых. Питер — классный город, очень красивый, особенно когда хорошая погода. Но Москва более родная. К тому же я не люблю сидеть на месте, поэтому мне больше нравится московский темп.
— Лучшее место в России, кроме твоего дома?
— Всегда говорил, что мой второй дом — баня! В любом городе, где живу, стараюсь первым делом найти баню.
— Когда ты последний раз ел «Доширак»?
— Года два-три назад. В поезде. И, знаешь, нормально. В детстве вообще очень любил его. Сейчас уже не ем — стараюсь питаться более правильно. Но тогда, в поезде, решил поностальгировать.
— Как себе представляешь идеальный день?
— Проснулся пораньше, сделал зарядку, почитал, а вечером сходил на интересное мероприятие с хорошей компанией. Скажем, театр или кино.
— Последняя постановка, которая зашла?
— Комедия, на которую меня приглашал Виталий Гогунский — Кузя из «Универа». Из более серьезного недавно ходил в Большой театр на «Дон Кихота» — атмосфера классная, но слишком долго — 3,5 часа. Но понравилось. Мне вообще по душе мероприятия, где можно выйти в люди, одеться нормально.
— Что бы ты хотел попробовать из того, чего никогда не делал?
— Покататься на серфе, лыжах, сноуборде — в общем, все, что по контракту делать нельзя. Если переборю свой страх, то когда-нибудь прыгну с парашютом. Но пока это сложно даже представить.
— Давно об этом мечтаешь?
— Я бы не сказал, что мечтаю. Это именно из серии перебороть страх высоты.
— Что больше всего ненавидишь в российском футболе?
— Не нравится, что очень часто тянут время. Я бы с этим боролся. Возможно, сделал бы чистое время, как в баскетболе и хоккее.
— Когда ты в последний раз плакал?
— Когда в 2015 году уходил из «Динамо». Это был трогательный для меня момент, пошли слезы. Одна за другой, и уже не мог остановиться.
— Последний раз, когда было страшно?
— Боюсь высоты и, соответственно, летать на самолетах. А поскольку летать приходится часто, каждая выездная игра для меня — мини-стресс. Бывало, что на взлетной полосе разгонялись, а потом резко на ней же тормозили — что-то с самолетом случилось. Страшно. При сильной турбулентности — тоже не по себе становится.
— «Любая женщина хочет быть боссом в доме», — сказал как-то тренер Божович. Согласен с ним?
— Согласен. Возможно, это и правильно, нужно уступать девушкам. Не вижу в этом ничего плохого.
— А чего никогда не простишь девушке?
— Измену.
— Слишком очевидно. Еще.
— Частое вранье. Если такое постоянно случается — наверное, лучше расстаться тогда.
— Сколько книг прочитал в этом году?
— Я не большой читатель. Где-то 4-5 книг. Из последнего запало: «Самый богатый человек в Вавилоне». Есть, что почерпнуть для себя, плюс читается легко и интересно.
— Сколько минут женского футбола можешь посмотреть?
— Никогда в жизни не смотрел. Но не потому, что он женский — я вообще мало смотрю футбол, его и так много в жизни. Лучше посмотрю что-нибудь на ютубе или сериал.
— Что смотришь?
— Утром что-то для саморазвития, а вечером можно прикольчики какие-то. Из сериалов «Зона комфорта» с Харламовым сейчас заходит.
— Прикольная история, которую ты еще не рассказывал.
— Я живу в Москве в одном подъезде с Леонидом Викторовичем Слуцким. Вышел как-то с другом поиграть в настольный теннис на первом этаже. А у меня дверь такая: если захлопнуть, то уже не откроешь. Что благополучно и случилось. Время десять вечера, нужно кого-то вызывать. Тут как раз навстречу идет Слуцкий. Он позвал к себе, но в итоге внизу просидели-проговорили, пока специальные службы ехали.
Причем это был 2014 год, через день «Динамо» играть с «Зенитом». И, чтобы ЦСКА стал чемпионом, им нужна была наша гостевая победа. Слуцкий спросил про настрой, а в конце сказал: «Заряжаю вас на победу».
Поехали в Санкт-Петербург, победили 4:2, я еще и первый мяч забил. Леонид Викторович после той игры принес мне торт, поблагодарил за победу. Реально забавно получилось — встретил в подъезде Слуцкого, а через день мы подарили ЦСКА чемпионство.
— Дзюба однажды выложил фотографию, где ты без двух зубов. Что за история?
— У меня после одной из игр шатались два передних зуба — попали локтем. Летим обратно — вместе с чаем нам принесли «Сникерсы». Кусаю — хруст, два зуба так в «Сникерсе» и остались. Несколько дней на сборах шутили, разговаривал со свистом. Тогда Дзюба меня и сфотографировал.
— Тебе предлагают безбедную жизнь в любой стране, кроме России. Какую выберешь? Ну или город?
— Пусть будет Дубай.
— Россия — великая страна?
— Для меня в любом случае — великая, потому что я здесь родился. Даже если бы Россия была маленькой, хотя у нас большое государство, я бы все равно говорил: «Великая, я горжусь!»