«Спартак» все-таки подсластил горький юбилейный сезон и взял Кубок России. В драматичной зарубе в «Лужниках» красно-белые переиграли «Динамо» благодаря голу Промеса и промаху Фомина с пенальти в добавленное время.
Удивительно, но каким-то образом «Спартаку» удалось копировать сезон-2003. Тогда клуб так же лишился главного тренера по ходу сезона, занял десятую строчку в чемпионате и выиграл Кубок России.
Вспоминаем, как это было.
«Спартак» безнадежно тонул в чемпионате. Из клуба убирали ветеранов, а вместо них брали залетных легионеров
Безумие в «Спартаке»-2003 началось еще в межсезонье. Вопреки воле Олега Романцева, проверенную старую гвардию из клуба начали старательно убирать: причем, прощались не только с футболистами, но и с незаменимым сотрудниками.
«Я тогда потерял много опытных футболистов: Булатова, Ананко, Хлестова, Бесчастных. Спартаковцев из команды стали вымывать. Я ничего с этим поделать не мог. Когда я упирался, Червиченко говорил: «Тогда ребята зарплату не получат. Им деньги не перечислят».
Я не понимал, кому мог помешать тот же Хлестов? Возможно, сознательно убирались именно те люди, на которых я мог опираться. И не только в самой команде, но и в окружавшем меня штабе. В 2002-м году команду покинули пресс-атташе Львов, доктор Васильков, тренеры Дарвин и Самохин», — вспоминал Романцев в своей книге «Правда обо мне и «Спартаке».
А на места проверенных опытных футболистов стали пачками свозить неизвестных легионеров — клуб просматривал всех подряд и подписывал новичков примерно по тому же принципу. В команду заезжали уникальные кадры, ставшие легендами абсурдности «Спартака» того времени — Луизао, Баги, Роберт и другие.
«Однажды к нам на просмотр приехали три тёмненьких футболиста — без бутс, без экипировки — словно бедные студенты. Хаджи купил им бутсы, но один напутал с размером и натер кровавые мозоли. Я посмотрел на них недельку и сказал: «Всё, хватит, отправляйте их обратно. Это ребята посторонние». Когда они уехали, мы обнаружили, что за это время они по телефону наговорили на тысячу долларов. Вот такие были клиенты», — жаловался Романцев.
Абдель Баги в составе «Спартака»
Кроме того, дыры в составе клуб старался латать неокрепшей молодежью.
«Спартак», увы, стал рушиться на глазах. Команду нужно было усиливать, а ее ослабляли. И так-то играть некому, а тут еще начали убирать проверенных ребят — Ананко, Цихмейструка. Не из запаса, а из основного состава. В итоге доубирались. Сломались Егор Титов с Димкой Парфеновым и к циклу Лиги чемпионов 2002/2003 мы подошли с детским садом.
Там были талантливые ребята — и Петя Немов, и Дима Кудряшов, и Саша Павленко. Но чтобы расти, нужны ветераны, которые бы их правильно направляли. А их всех убрали. В итоге учиться молодежи было почти не у кого. Получив майки «Спартака», они автоматом подумали, что они что-то из себя представляют. Ветераны бы быстро дали понять: ты еще не игрок «Спартака» — ты просто попал в «Спартак», — рассказывал Владимир Бесчастных.
Единственным исключением стал 22-летний нападающий Роман Павлюченко. В отличие от других молодых новичков «Спартака», он выстрелил сразу и заколотил 10 мячей в дебютном сезоне.
Тем не менее одного удачного трансфера было недостаточно, чтобы не завалить чемпионат даже при наличии Олега Романцева. К седьмому туру «Спартак» одержал только одну победу (над загибающимся «Ураланом»), набрал шесть очков и завис в одной строчке от зоны прямого вылета.
Впрочем, несмотря на плачевность ситуации, главный тренер не спешил покидать клуб и терпеливо переносил все невзгоды вместе с ним.
«Ситуация была аховой. Понимая, что происходит в клубе, я уже тогда мог развернуться и уйти. Но я не мог бросить пацанов. Понимал: эту горькую чашу мне надо испить до конца», — говорил Романцев.
В Кубке «Спартаку» страшно везло. И все равно Романцев едва не вылетел от «Лады» из Тольятти
Скорее всего, никакого Кубка России в том году в исполнении «Спартака» не было. бы Но в этом турнире команде по-настоящему везло. Розыгрыш стартовал еще в 2002-м и почти сразу лишился топ-участников: в 1/16 финала, в первом же раунде, от команды из первой лиги отлетел ЦСКА, а «Динамо» выбил «Спартак» из Нальчика. В 1/8 финала выбыл «Локо» (постарался «Анжи») и «Зенит» (в дополнительное время проиграли «Ладе»).
«Спартак» же на первых стадиях, которые прошли в 2002-м, не сталкивался с особым сопротивлением — «Чкаловец-1983» был разбит 4:0, с таким же счетом рассыпался и страдающий «Уралан». Примечательно, что матч с командой из Элисты из-за проблем с домашним стадионом «Спартак» проводил на арене имени Нетто с вместимостью всего в 5 тысяч зрителей.
Те матчи Кубка, что проходили в 2003-м, давались «Спартаку» уже не так легко — хотя соперники по-прежнему доставались вполне рабочие. Саратовский «Сокол» из первой лиги потрепал «Спартаку» нервы, но все-таки пропустил команду Романцева в полуфинал. Мартовские голы Титова, Калиниченко и Роберта принесли первую победу «Спартаку» в том году.
Полуфинал проходил под конец мая. «Спартак» не проиграл две предыдущих встречи в чемпионате (по меркам 2003-го это было вполне себе достижение), но попал на «Ладу», которая до этого выбила «Зенит» и «Сатурн». Здесь все могло и закончиться: по итогам первого получаса в Тольятти «Спартак» горел 0:2.
Зарешал молодой Павлюченко — Роман оформил дубль, затащив «Спартак» в дополнительное время, в котором победный забил Ковтун.
Перед финалом в «Спартаке» громыхнуло — Романцев открыто раскритиковал Червиченко. Владелец дал понять, что тренера в клубе больше не будет
В финале «Спартак» попал на «Ростов», набравший по итогам чемпионата-2003 всего на два очка меньше. Первый финал Кубка за 5 лет на фоне катастрофических (перед решающим матчем «Спартак» проиграл два раза подряд и занимал 13-е место) результатов в лиге, плюс вполне проходимый соперник — для болельщиков красно-белых этот матч должен был стать долгожданным праздником.
Но прямо перед финалом Олег Романцев пошел в атаку на владельца клуба Андрея Червиченко. Конфликт тренера и президента стал открытым:
«Я чувствую ответственность за судьбу «Спартака» и прилагаю все силы, чтобы вывести команду из сложной, почти критической ситуации, — говорил Романцев журналистам, которых собрал перед финалом. — Мы выиграли девять чемпионатов, несколько Кубков, были в полуфинале всех европейских турниров, но болельщики справедливо хотели большего. Для побед в Европе «Спартаку» не хватало самой малости — хорошего и правильного финансирования.
К сожалению, надежды, что с приходом нового руководителя мы создадим команду европейского уровня, не оправдались. «Спартак» потерял почти все позиции – как в футбольном плане, так и в организационном».
Червиченко не промолчал — в ответ он жестко проехался по Романцеву и намекнул, что в клубе его больше не будет:
«В клубе совершенно ненормальная ситуация. Главный тренер — маленькое олицетворение бога на земле. Ему нельзя ничего сказать, его нельзя ничем тронуть, он святой. Почему — непонятно. Например, не понимаю, почему я как руководитель не могу высказать претензии тренеру по поводу 13-го места команды. А кто ответит за пару десятков игроков, которые стоят примерно 15 миллионов долларов и сидят на лавке? Шедевры югославские, африканские и прочие. Думаете, я это покупал?
Трудно представить, как мы будем после такого работать с Романцевым? Мне тоже. Как думаете, кто уйдет?»
Единственный гол в финале забил Титов — с передачи Павлюченко. Жириновский болел за «Спартак», а президент «Ростова» обвинял судью и своих футболистов
Финальная игра получилась почти настолько же скандальной, как и то, что ей предшествовало. «Спартак» и «Ростов» выдали топ-матч с уймой голевых моментов, но воспользоваться одним из них получилось лишь у Титова. Команда, сменившая по ходу турнира название с «Ростсельмаша» на «Ростов», играла даже лучше, но страшно мазала в ключевые моменты. Вратарь «Спартака» Алексей Зуев был хорош, но потащил лишь в паре моментов — и после игры заявил, что это его первый матч на ноль.
Молодой Роман Павлюченко, дублем «Ладе» отправивший «Спартак» в финал, стал автором единственной голевой передачи. А присутствовавший на трибуне Владимир Жириновский добавил игре антуража — болел за «Спартак» и раздавал болельщикам по 50 рублей на руки.
В чем же заключался скандал? В том, что после игры президент «Ростова» Иван Саввиди начал обвинять в поражении всех, кого только мог. Сначала под раздачу попал арбитр Игорь Егоров («Арбитр отсудил корректно, но футболисты играли со страхом: осторожничали, зная, что арбитр не лояльный»), а потом — сами игроки «Ростова».
«Некоторые мои футболисты были на себя не похожи в том финале. Я не исключаю ни-че-го. Но осознанно не стал выяснять. Я предлагал [тренеру] Балахнину на три дня закрыть футболистов и изъять мобильные телефоны. Балахнин ответил: «Вы их обидите». — «А если сдадут матч?» — «Давайте с доверием отнесемся…» Сейчас понимаю — закрыть не помешало бы. Финал не пересматривал никогда. Для меня этот матч — удар», — говорил Саввиди.
Позже Андрей Червиченко уверенно оборонялся, утверждая обратное — якобы это «Спартаку» предлагали «слить» матч: «Предложение о сдаче игры на самом деле было. Естественно, я его отверг. Была определенная группа людей, которая подпихивала Романцева к тому, что надо радикально что-то поменять, а меня из клуба убрать. Эти ребята и начали ему рассказывать, что я хочу отдать игру землякам».
Романцев не стал фотографироваться с командой и сразу ушел в раздевалку. Через четыре дня он покинул «Спартак»
Судьба Олега Романцева была решена — видимо, это понимал и сам тренер. По воспоминаниям руководителя пресс-службы «Спартака» тех лет Алексея Зинина, Романцев, делая заявление перед прессой до финала, рассчитывал на поддержку футболистов и верил в то, что в конфликте с Червиченко ему удастся победить.
В советские годы такое, возможно, и могло бы сработать. Но времена, как и форма управления клубом, были уже не те, и Романцев это быстро осознал. Так о поведении легенды клуба сразу после выигранного Кубка вспоминал бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи:
«Иваныч не стал со всеми фотографироваться — сразу в раздевалку пошел. Я его догнал. «Да ну на ###! Надоело все, ухожу».
Через четыре дня после финала Романцев покинул «Спартак», оставив его на 12-м месте. Приемники Романцева Чернышов и Скала чуть поправили ситуации, но спасти провальный сезон не смогли — развалившийся клуб финишировал на 10-й строчке.
Что было дальше — уже давно всем известно. В «Спартаке» началась чехарда со сменой главных тренеров и продолжилась тенденция с неудачными трансферами. Со временем клуб превратился в середняка и забыл, что такое брать трофеи. Очередного чемпионства «Спартаку» пришлось ждать 16 лет, а Кубка — и вовсе 19.