Прошлой весной с приходом Федора Смолова талант «Динамо» Константин Тюкавин осел в запасе и всего дважды вышел с первых минут. С приходом Славиши Йокановича на место Сандро Шварца мало что поменялось, но после зимнего перерыва РПЛ форвард пришел в себя — воспользовался травмой Смолова и начал тащить родной клуб. У него три гола в трех последних матчах РПЛ (плюс один в Кубке «Крыльям»), а всего в сезоне — восемь, что уже больше, чем в прошлом. На матч с «Уралом» Тюкавин вывел «Динамо» с капитанской повязкой и заслужил вызов в сборную — и хоть и не выходил там с первых минут, едва ли в ее составе был форвард в лучшей форме.
Корреспондент Sport24 Тигран Арутюнян встретился с Константином и обсудил его хандру в «Динамо», которая сменилась вдохновением, отношения со Смоловым, посыл Валерий Карпина и расставание со Шварцем.
Сборная, Карпин, переход в АФК
— Вызов на матчи против Ирана и Ирака — твое второе появление в сборной России. Агент Алексей Сафонов рассказывал, что просил тебя не брать в сборной номер Дзюбы — 22-й.
— Было такое. В шутку, конечно — вы же знаете Николаича! Я дебютировал в сборной против Кипра — и как раз под 22-м. Футболка с того матча хранится у меня дома, в рамке. Николаич замечаний не делал (смеется). Понимает же — мне дали номер, я не могу от него отказаться. — Успел за время в сборной понять, что за тренер Карпин?
— У него ко всем индивидуальный подход. Главный посыл — мы не должны ничего бояться. Есть у Валерия Георгиевича про это любимое выражение — цензурное, но не для прессы (смеется).
Плюс он всегда находит место для юмора. Даже вот сейчас, на последних сборах. После тура РПЛ мы собрались в Новогорске, Валерий Георгиевич приехал туда после игры «Ростова» с «Химками». Зашел в зал, где мы занимались: «Ну привет, футболистики». И еще пару междометий добавил.
— Выезд сборной в Иран — экзотика. Как там?
— Стадион такой себе. Некоторые трибуны были полностью закрыты на ремонт. Но поле — хорошее. В контексте футбола это главное.
— Почему не победили в Тегеране?
— Валерий Георгиевич сразу сказал: Иран — самая сильная сборная из тех, с которыми мы играли за последнее время. Их называют арабскими немцами. Иран очень интенсивно отыграл все девяносто минут. Мы же начали хорошо, но потом начались потери и ошибки. Поэтому и не выиграли.
— После этого матча сборную как никогда сильно начали ругать за пресный футбол.
— Ругают часто. Честно, не понимаю, зачем нас так жестко полоскать. Нужно все-таки поддерживать сборную своей страны. Болельщики должны гнать нас вперед, а не ругать после ничейного матча. Они же прекрасно понимают, что сейчас происходит с нашим футболом и со сборной. В такой ситуации нужна поддержка, а не критика по любому поводу.
— Многие видят проблему в отсутствии мотивации у игроков.
— Вообще не так. Скажу за себя: я молодой, мне двадцать лет. В сборную приезжаю не для того, чтобы просто в ней побыть и послушать Валерия Георгиевича на теориях. А чтобы биться за страну и флаг. Для меня это честь и гордость. После бана для меня ничего не поменялось.
— То есть играть только товарняки — окей?
— Футболисты никак не могут повлиять на ситуацию. Грустно, конечно, что не играем в официальных турнирах. Но если есть матчи, то нужно выходить и биться, даже если они — товарищеские. Сборная должна жить и собираться. Не представляю наш футбол без сборной России.
— А представляешь сборную в АФК? У тебя впереди долгие годы карьеры — готов все это время играть в Азии?
— У меня простая позиция по этому вопросу: главное — играть. Если нас не вернут в Европу, готов играть в Азии. Ну а что еще делать? Не просто же собираться и играть со сборной Медиалиги.
Топ-форма, Кокорин, капитан в 20 лет
— Ты лучший русский нападающий прямо сейчас.
— С чего вы так решили (смеется)?— Есть возражения?
— Ну, так всегда. В трех–четырех играх забью — говорят, что лучший. Две-три игры без голов — «Тюкавин сдулся». Сейчас я в хорошей форме, но разве только я? Тот же Чал (Федор Чалов. — Прим. Sport24) в идеальном состоянии. Поэтому не стал кого-то называть лучшим, тем более себя.
— Кто для тебя топ-1 из нападающих за всю историю РПЛ?
— Саша Кокорин.
— Тебе, кстати, ни разу не говорили, что ты выбрал себе не того кумира?
— Большинство. Но кто так говорит, судит о поступках Саши за футбольным полем. А так как он выглядел в матчах… Я смотрел только на это. Есть чему поучиться.
— В недавнем матче против «Урала» ты вышел на поле с капитанской повязкой. Каково быть капитаном в 20 лет?
— Если честно, до игры и в мыслях ничего про это не было. Я знал, что Фома (Даниил Фомин — Прим. Sport24) не будет играть, но не думал, что капитанскую доверят именно мне. Узнал об этом только когда зашел в раздевалку — увидел вымпел и повязку у моего места. Конечно, приятно, что тренер такое доверие оказал. — Что повязка дает на поле? Становишься смелее с партнерами и судьями?
— Если у тебя повязка, это не значит, что ты можешь пихать каждому, а сам стоять. Есть какой-то подсказ, но не более.
А по поводу судей — не понимаю, причем тут они. Капитан же необязательно должен разговаривать и спорить с арбитрами. — Речь-то у тебя была готова хотя бы?
— Думаете, я ее за неделю до матча готовил? (смеется)— Ну не за неделю!
— Вообще не готовил. Чисто импровизация — встали в круг, и я произнес, что пришло в голову. Сказал ребятам забыть победу над «Зенитом» [в Кубке России] и думать только о том, как прервать беспроигрышную серию «Урала». В итоге получилось.
Забавно, что после матча все ребята очень просили, чтобы я выбил у тренера четыре дня выходных. Ответил, что им даже трех много, и уехал в сборную (смеется).
«Динамо», Смолов, огненные интервью агента
— В прошлом сезона «Динамо» выиграло бронзу, а этот пока складывается неоднозначно — крутые победы сменяются обидными поражениями.
— Хорошо поработали на сборах, и это дает результат — три победы в четырех последних матчах. Плюс «Зенит» в Кубке прошли. Успех придает уверенности, у «Динамо» все будет хорошо.
Сравнивать сегодняшнюю нашу команду и команду Шварца, как это часто пытаются делать, некорректно. Думаю, когда Славиша приходил, ориентировался на другой состав — с Себой [Шиманьским], Фаби [Бальбуэной], Моро. Но получилось так, что эти ребята уехали, и пришлось искать им замену, привлекать больше молодежи. Надеюсь, ушедшие [в аренду] легионеры к нам вернутся, но мы и сейчас не слабые. Готовы и будем биться за тройку.
— Что должно случиться, чтобы ты назвал этот сезон успешным?
— Быть в тройке в РПЛ и выиграть Кубок.
— С прошлой зимы, после перехода в «Динамо» Смолова, ты стал заметно реже играть в старте.
— Отношу себя к такому типу игроков, которые за счет конкуренции только прибавляют, а не потухают. Посмотрел интервью Феди — он тоже сказал, что конкуренция со мной ему только помогает. А мне уж тем более! По первой части сезона особенно.
— Йоканович разговаривал с тобой перед стартом сезона? Сразу обозначил, что видит тебя только джокером?
— Перед сезоном беседы один на один не было. Впервые поговорили наедине только спустя полгода после его прихода в «Динамо» — на зимних сборах. Славиша подготовил серьезную аналитику по моей игре. Разговаривали больше часа, и это меня вдохновило, искренне говорю.— Тебе не кажется несправедливым, что ты сейчас не основной?
— Если тренер меня видит в качестве игрока для усиления игры на последние 15-20 минут — значит, буду выходить на это время и выкладываться по-полной. Ну а так, конечно, хочу постоянно играть в стартовом составе. Было бы, наверное, странно, если бы я к этому не стремился.
— По твоим словам кажется, что ты вообще ни разу не расстраивался из-за того, что перестал быть игроком старта.
— Расстраивался, конечно! На сборах всегда стараюсь забивать максимально много, чтобы перенести это потом в чемпионат. На летних сборах стал лучшим бомбардиром. Начинается сезон — практически не играю.
Расстраивался сильно, это обидно. Настроения не было вообще. Всякие дурные мысли в голову лезли, в том числе об уходе. После игры с «Торпедо» [4:0 во втором туре] Парш (Паршивлюк. — Прим. Sport24) мне напихал из-за того, что я вышел на поле с одолжением и потерял все мячи. Потом, когда сидели в ресторане, Федя с Паршем мне сказали: «У тебя вся карьера впереди, а ты уже сейчас себя в яму загоняешь. От этого будет хуже только тебе».
Тогда я особо этого не понимал, но со временем пришло осознание: правильно все сказали. С таким отношением, которое было у меня, теряется форма и уверенность. Понял, что должен принимать решения тренера и продолжать работать на максимуме.
Так что к зимним сборам подошел уже с совсем другим настроем. Сейчас все идет по плану, и из «Динамо» я никуда не собираюсь.
— Смолов в интервью сказал, что готов закончить в 36, чтобы дальше играл ты.
— Да, видел. Надеюсь, пошутил (смеется). На самом деле конкуренция у нас с Федей только на поле. В жизни — нормальные отношения. На сборах играем в Counter-Strike, а в Москве можем сходить в ресторан посидеть. Федя постоянно нам с Захой рассказывает истории из жизни, некоторые просит нас не повторять (смеется).
— Ты в отличие от своего агента корректен в отношении конкурента. Вот цитата Сафонова: «Не все рекорды, бонусы набрал второй нападающий, может. Будто с абонементом. Костя при любой ситуации сидит».
— В каких-то интервью он перебарщивает. Но вы же сами, журналисты, звоните ему после каждой игры! «Тюкавин не вышел, Тюкавин забил, Тюкавин не забил, а-а-а». А что ему говорить? Послать же тоже нельзя. Это ведь напечатают. Так что поменьше дергайте Николаича, не тревожьте человека.
— А как не звонить? Он ведь твой официальный представитель.
— Мне кажется, так часто звонят только ему. Чуть ли не после каждой тренировки. Ребята, кстати, подшучивают уже на эту тему. Говорю им: «Ничего не знаю, звоните Николаичу — спрашивайте все сами».
— Сейчас ты единственный топовый клиент у Сафонова. Тебя не пытались переманить?
— Не знаю, может, и хотели. У меня есть агент, я его принимаю таким, и меня все устраивает. Я с Николаичем с академии. Уходить от него не планирую.
Шварц, «Зенит», Захарян и «Челси», 0 красного в гардеробе
— Давай немного про недавнее прошлое. Со Шварцем общение сохранилось?
— Мы постоянно на связи, переписываемся в вотсапе. Последний раз — после «Зенита». Поздравил с победой. Он ведь по-прежнему смотрит все наши игры.
— Главное, в чем на тебя повлиял Сандро?
— Если бы не он, я бы непонятно когда заиграл в РПЛ. Кто бы что ни говорил, а так и есть. Посмотри сам — почему Новиков меня не брал в основную команду? А как только пришел Сандро, я сразу попал в основу. Надеюсь, оправдал его доверие.
— Если Йоканович спокойный, то летающие бутылки — это как раз к Сандро, да?
— Да (смеется). Самый жесткий разгром от него был после вылета из Кубка от «Крыльев». Бутылки летали и в перерыве, и после игры. Страшновато. Еще у Сандро было две любимые песни — «Горький вкус твоей любви» и Bella Ciao. Вторая играла после каждой победы — вся раздевалка пела.
— Шварц очень трогательно прощался с болельщиками «Динамо». А с командой как было?
— На прощальном ужине он всех поблагодарил и сказал, что будет очень сильно по нам скучать. Помню даже, чуть-чуть плакал. А я вообще прям рыдал, не мог остановиться. Это мой первый тренер во взрослом футболе, было грустно прощаться.
— Давай теперь про слухи уже о твоем уходе. В феврале 2022-го до всем известных событий была информация, что тобой интересуется дортмундская «Боруссия».
— Насчет «Боруссии» не знаю, не общался. Но Николаич точно контактировал с европейскими клубами. Знаю про интерес «Брюгге». Но тогда вообще рано было говорить о чем-то конкретном. В новостях появлялось много клубов, у Захи вообще россыпь была.
Цель поиграть в Европе у меня остается.
— Арсен, кстати, не советовался с тобой по поводу «Челси»?
— Не (смеется). К информации о Захе и «Челси», мы в команде относились с юмором. Говорили ему: «Какой «Челси»? Куда ты собрался? Тут сиди!». На самом деле, верю, что все могло получиться. Просто возник вопрос с оплатой трансфера, насколько понимаю. Но у него еще есть все шансы заиграть там.
— Перед финалом Кубка в прошлом году тебя активно сватали в «Зенит». Был интерес?
— Опять-таки — я ни с кем не общался. В России сейчас хочу играть только в «Динамо».
— Ты говорил, что вообще готов подписать пожизненный контракт.
— Есть пример Антона Шунина, который провел всю карьеру в «Динамо». Но моя готовность на пожизненный контракт не значит, что я готов буду при этом только выходить на замену на 5-10 минут.
— В какой клуб никогда не перейдешь?
— Провоцируете? Все и так догадываются, что это за клуб (улыбается).
— В одном из интервью ты сказал, что в гардеробе у тебя нет красных вещей, говоря о нелюбви к «Спартаку». Но почти сразу в сети появилась твоя фотка в их форме. Словил хейт тогда?
— Писали всякую ерунду, спрашивали, зачем обманываю. Но мне на этой фотке лет восемь. Там даже не моя фамилия, а Чельстрема — у папы в команде [по хоккею с мячом] играли шведы, которые общались с Кимом. Так и передали майку: отец сфоткал ради интереса в ней. У меня самого этой фотографии даже нет нигде — нашли у мамы в соцсетях. Не лень же было! Нашли потом еще фотографию просто в красной кофте. Ну словили хайп, молодцы.
— В этой своей фразе ты приукрашивал, или реально нет красного в гардеробе?
— Реально нет. У меня почти все вещи голубого, синего оттенка. Сейчас многие опять, наверное, будут недовольны, но пусть пишут — мне вообще все равно.
Неуютный Иран, рыбалка на Мальдивах, будущее
— Давай добьем про Иран. Ты рассказал про их футбол, а как там в целом?
— Если честно, все время, что провели там, мне было как-то не по себе. Неуютно. Погода странная — постоянно туман. Плюс интернет практически не работал. Я сидел на мобильном, потому что с местного вайфая ничего не грузилось. Но с мобильным тоже были проблемы — чтобы зайти в условный телеграм, нужно было скачать определенный VPN. По факту мы три дня провели без интернета.
— Самая крутая страна, в которой ты был?
— Мальдивы. Каждый год зимой летаю туда в отпуск. Лучшее место — тихо, спокойно. Отдыхаешь телом и головой.
В декабре был еще в Дубае — решил сгонять туда после семилетнего перерыва. Тоже очень понравилось.
— Видел твою фотку с огромной рыбой. Это откуда?
— Очень люблю рыбалку. Летом постоянно уезжаю в глушь, чтобы никого не видеть и не слышать. В России чаще всего езжу рыбачить в Киров или под Казань. Там есть закрытые места — идеально для отдыха.
А рыба на фотке как раз с Мальдив. Мы с Даней Лесовым решили поехать на тунца, а в итоге поймали марлина — больше 50 килограммов весит. Мой самый большой улов. Тянули его все вместе — я, Даня и еще ребята-организаторы. Один бы я никак не осилил.
Потом нам марлина приготовили на ужин. Но на вкус оказался не очень (смеется).
— Чем обычно занимаешься в свободное время помимо рыбалки?
— В основном провожу его дома. Люблю потренироваться на базе, пообедать и поехать домой отдыхать. Не хожу в рестораны или просто погулять позже десяти вечера.
— Футболисты рано начинают зарабатывать большие деньги. Кто не дает тебе терять связь с реальностью?
— Семья, папа, агент.
— У тебя какая машина сейчас?
— «Мерседес». Удобная машина для передвижения.
— Где будет Константин Тюкавин через год?
— Надеюсь, все будет хорошо, и я продолжу играть за «Динамо».
Ближайший домашний матч «Динамо» с участием Константина Тюкавина пройдет 1 апреля в 14:00 на «ВТБ Арене». Перед игрой динамовцев против «Сочи» состоится концерт и шоу в духе эпохи 1980-х, для зрителей выступят ВИА «Самоцветы» и Дмитрий Маликов, также будут работать детская, киберспортивная и фотозоны, пришедшие на игру дети смогут получить подарки. Посещение возможно только с картой болельщика.