«Мы не команда священников. Но если кто-то из футболистов будет выступать против нашей веры — ему с нами не по пути», — так формулирует философию клуба ПФЛ «Пересвет» его президент Алексей Карбовский. Он позиционирует проект как «первый профессиональный православный футбольный клуб».
Религиозный вопрос, по словам Карбовского, — не определяющий при выборе футболистов, но абсолютное большинство игроков все же православные. Правда, они прихожане разных приходов, поэтому главные православные праздники — Рождество или Пасху — проводят сначала в своей церкви, а уже потом с командой.
«На церковные праздники стараемся выезжать в храм — но обязаловки нет: ты можешь быть даже атеистом, просто не выражай это активно, относись с уважением к нашему видению. Как-то я спросил одного молодого игрока: почему не поехал с нами? Он ответил: «Слушай, я не особо в это верю». Никаких проблем: у нас все добровольно. Хотя недавно умер первый тренер этого парня — и я видел, как после похорон он сам зашел в церковь помолиться. Видимо, мы тоже что-то меняем».
Любопытно, что на протяжении всего существования «Пересвета» в нем всегда был хотя бы один футболист-мусульманин. «Ребята мастеровитые, но почему-то никто из них у нас надолго не задерживался, — уточняет Карбовский. — Например, в первый день сборов к нам попал парень из Таджикистана — классно играл, но тоже не задержался, хотя впечатление хорошее оставил».
***
Карбовский — бывший футболист, занимался в школе ныне несуществующего подольского «Торпедо», но после травмы продолжил играть на любительском уровне районных чемпионатов. Работал в уголовном розыске — дослужился до замначальника городского отдела, а затем открыл охранный бизнес. На деньги с него и содержится «Пересвет».
Идею создать клуб пришла Алексею подарили епархиальные курсы: «Кто-то после них пошел работать в воскресные школы, другой сокурсник открыл в Москве кабинет православной психологии. А я решил, что через футбол православием может заинтересоваться хотя бы какое-то количество людей. Это своего рода миссионерство».
Алексей Карбовский
Изначально команда сложилась как коллектив друзей и бывших одноклубников Карбовского: «Я играл в местной любительской команде — помогал ей немного с формой и другими мелкими расходами. Она закрылась, и тогда мы с ребятами решили: чем договариваться какими-то другими командами, давайте лучше создадим свою.
Было два варианта. Первый — назвать команду «Торпедо», тем самым попробовав возродить местный клуб, который многих из нас воспитал. Но мне было важнее, чтобы присутствовала православная составляющая».
В итоге клуб назвали в честь героя Куликовской битвы Александра Пересвета. Это во многом личная история для Карбовского: «До шести лет — пока не случился Чернобыль — жил у бабушки в Брянской области. Там же меня крестили, хотя это было еще глубокое советское время. Так вот у бабушки в комнате висели два вышитых ковра: на одной стене красовались «Три богатыря», напротив — как Пересвет бьется с Челубеем. Я на этом вырос, это вопрос моей земли».
С Пересветом в команде связано все — его изображение нанесено на игровые футболки, а имя гордо красуется не только на эмблеме, но и в протоколах юношеской команды. Однажды в клуб позвонил болельщик «Сатурна» и попросил разрешения прийти с сыном на игру. Оказалось, мальчика зовут Пересвет, и родился он в том же году, что и основан клуб «Пересвет» — в 2015-м. Когда семье пришлось переехать из Раменского в Домодедово (это еще и совпало с набором в академию нового клуба), путь пацана был практически предопределен. Теперь Пересвет Борисов капитанит в группе своего возраста. Карбовский говорит, что случайностей не бывает: «Мы верим, это доказательство: Александр Пересвет присматривает за нами».
На этом футболисты с необычными именами в клубе не заканчиваются. За главную команду играет Рональдо Ушенко. «Заметил его, когда в Кубке он нашей второй команде отгрузил три мяча. Физика выдающаяся, — вспоминает Карбовский. — Я, естественно, его спросил: в честь Криштиану назвали? Он подозвал отца, оказалось, что тот фанат итальянского футбола. Плюс ему очень хотелось, чтобы ФИО сына образовывало «УРА». Поэтому Рональдо — в честь «зубастика». У него еще, кстати, брат есть — Роберто.
— В честь Баджо?
— Нет, в честь Роберто Карлоса. Бразильцев отец любит чуть сильнее, чем Серию А (смеется).
***
Как и подобает православной команде, у нее сразу несколько духовников. Самый колоритный из них — отец Даниил Зубов, бывший профессиональный футболист: «Он играл в ЦСКА, был сменщиком известного вратаря Михаила Еремина. Его трагическая смерть сильно повлияла на отца Даниила (возвращаясь домой после финала Кубка СССР, Еремин не справился с управлением из-за поврежденной шины и врезался в автобус. — Sport24): он многое переосмыслил и сделал выбор в пользу религии.
Священник Даниил Зубов (в центре)
«Сейчас у отца Даниила не получается на каждый матч наш приезжать — его назначили настоятелем храма на Поварской улице (в районе Нового Арбата — Sport24). А вот когда играли на КФК, частенько перед играми он проводил проповедь. Небольшую — минут на 10, но за душу брало».
***
«Пересвет» изначально вписался в домодедовскую лигу 8х8, а когда легко вошел в тройку, Карбовский заявил команду в полносоставный чемпионат Подольска. Команда вынесла городскую лигу, а конкуренты пошли на «Пересвет» крестовым походом. «Старые команды раздражал наш новодел, и они ввели лимит на легионеров. Футболисты не из Подольска больше не могли играть на городских турнирах. Половина наших игроков жила в соседних городах — Домодедово и Чехове. Начал искать другие варианты — я же не мог предать своих ребят.
Позвонил в федерацию Московской области, объяснил ситуацию. Мне ответили: «У нас в КФК «Ступино» снялось за неделю до старта чемпионата. Зайдете?» Так мы, совершенно не планируя этого, поднялись на ступень выше в группу Б — закончили сезон в тройке и оказались в сильнейшей группе по любителям».
Следующие три года «Пересвет» стабильно играл роль местного аналога «Арсенала», занимая четвертое место. А параллельно развивал инфраструктуру — Карбовский на свои деньги построил манеж, появилась детская школа. В конце 2020-го, когда «Пересвет» вновь остановился в шаге от топ-3, все призеры отказались от повышения в ПФЛ — вакантное место предложили Карбовскому.
Манеж, который построил Карбовский с друзьями в 2021 году
«Сомнений не было, хотя это совершенно другой уровень расходов. В КФК за год уходило в районе миллиона, в ПФЛ наш бюджет — уже 25 миллионов, и это с отрывом самый низкий бюджет, средняя отметка — 40. Но мне было важно показать детям из нашей школы или местным ребятам из других школ, что у них есть путь в профессиональный футбол».
Правда, при переходе на уровень выше пришлось пожертвовать частью состава, который не мог тянуть занятость в профессиональном футболе: «Наш лучший бомбардир Саша Масленников работает учителем физкультуры в школе на метро Домодедовская в Москве. Естественно, он не может тренироваться так, как нужно на уровне ПФЛ. И таких ребят много. Поэтому мы оставили команду в КФК, а в ПФЛ набирали уже профессиональных ребят.
Последние мне иногда предъявляют: ты за своих друзей в КФК переживаешь больше, чем за нас. Но не могу иначе: у нас в ПФЛ играют прекрасные ребята, но они сегодня пришли, а завтра ушли. А с моими пацанами мы уже семь лет, я благодаря им прошел через третью стадию онкологии. Помню, они вышли на игру с «Витязем» в майках «Михалыч, мы с тобой». А потом перевернули матч: с 0:2 вырвав победу на последней минуте. Наверное, самый эмоциональный момент для меня в «Пересвете». Я весь сезон с кишками наружу проездил с командой — это во многом меня вытащило. Там мои родные люди».
Команду для КФК назвали «Пересвет-Трехгорка» в честь одной из местных церквей. Юридически команды никак не связаны между собой. По факту ее возглавляет дочь президента «Пересвета».
***
В первый же профессиональный сезон «Пересвет» попал в сильнейшую подгруппу по итогам первой части чемпионата. На второй год дела в лиге идут хуже: «Пересвет» идет последним, зато в Кубке России успешно прошли сразу три стадии, по ходу обыграв «Балтику» — лидера ФНЛ. При этом «Пересвет-Трехгорка» тоже участвовал в Кубке и лишь по пенальти уступил «Космосу» (бывший «Олимп») из Долгопрудного.
Все расходы Карбовский тянет сам вместе с друзьями, поэтому зарплаты в команде скромные. Средняя — 20-25 тысяч рублей, хотя некоторые вообще играют бесплатно. Босс «Пересвета» даже пытался попросить помощи у РПЦ: «Написал в приемную патриарха Кирилла — попросил помочь если не деньгами, то хотя бы просто обозначить: есть такая православная команда. Думаю, одного слова патриарха хватило бы, чтоб на нас обратили внимание бизнесмены».
В РПЦ сказали, что денег нет, но пообещали молиться за «Пересвет». И по возможности звать на турниры православных команд. На первое для себя подобное соревнование команда потеплела в 2017-м в Молдавию (правда, билеты до пришлось оплачивать самим): «Заняли второе место, уступив как раз молдаванам — на финал уже силенок не хватило. Наш батюшка сказал: «Молодцы, правильно сыграли — некрасиво обижать хозяев». Наверное, шутил».
Медийно церковь тоже не особо помогает «Пересвету»: «Только после того, как я пожаловался на отсутствие помощи в материале для Eurosport, мне сразу перезвонили: «Ну зачем сразу все так выносить на публику». Приехал телеканал «Спас», сняли сюжет. Получилось хорошо, но больше контактов не было». Поэтому работу с болельщиками «Пересвет» ведет, в основном, через местные храмы.
***
С переходом в ПФЛ количество болельщиков «Пересвета» увеличилось — в среднем это 400-600 человек, тогда как на любительскую лигу ходило меньше 200. Рекорд установили на кубковом матче с Балтикой: «998 человек, два человека не дотянули до нашей первой тысячи».
При этом Карбовский сетует, что посещаемость могла быть сильно выше — но руководство стадиона отдает приоритет в выборе даты для матча «Велесу» из ФНЛ, который тоже арендует стадион в Домодедово: «Понимаю, они играют в лиге повыше, но ведь мы точно так же платим за аренду стадиона, хотя и со скидкой — тут спасибо администрации города, помогают чем могут. Но в субботу-воскресенье практически не играем — не разрешают даже в выходной, свободный от игры «Велеса», потому что это время отдают платным секциям. Вечером в будни нам не разрешает играть уже полиция — тогда нужно вести усиленное дежурство. Говорят: «Ну что вы, без болельщиков не сыграете, что ли?» Приходится в будни днем — и какая уж тут посещаемость. Заказали палатку с чаем на матчи: пару игр приезжала, а потом владельцы отказались: «Слишком маленькая проходимость».
«Пересвет» старается делать ставку не только на массовость. Карбовский признается, что ему приятнее, когда на трибунах большая часть болельщиков — это родственники и друзья футболистов или ребят из академии. При этом президент «Пересвета» более чем лояльно относится к фанатскому движению, причем Алексея привлекают достаточно агрессивные его разновидности. «Я только за, если у нас будет фан-сектор. Мне очень нравятся болельщики в Турции, Сербии, Греции — они тоже верующие, и при этом настоящие фанаты, с кричалками, с файерами», — говорил Карбовский ранее.
На вопрос, как такое фанатство монтируется с православием, президент «Пересвета» отвечает уверенно: «Мне нравятся эти эмоции, и я верю, что фанатское движение может существовать без ненависти и мата. Болельщики «Фенера» и «Галатасарая» спокойно могут, скажем, работать вместе. Никто в обычную жизнь это противостояние не тянет. Что мешает убрать эту ненависть и на стадионе?
Выплеск эмоций пусть будет — именно фанаты заводят команду, а не болельщики. В России ведь вообще фанаты не поют — а посмотрите на Англию, на их чанты, кричалки, песни. И это не недостижимый идеал. Вспомните, как выглядели те же английские стадионы в 70-х — прошло 50 лет и мы видим результат. Менять культуру — это долго, но нужно когда-то начинать».
Карбовский выступает и за отмену запрета на пиво на стадионах. Никаких противоречий с верой в этом он тоже не видит: «Грех — это упиваться, а выпить пиво — вовсе нет. Вспомните первое чудо Христа, который превратил воду в вино. Пиво расслабляет, человек становится раскованным — отсюда и поддержка команды эмоциональнее. И это гораздо лучше, чем если человек набухается водкой перед стадионом. Ну и для нас это дополнительный доход — как выживать частным клубам, если мы даже базовые потребности болельщиков на стадионе не закрываем?»
***
Босс «Пересвета» умерен в своих амбициях: «Я бы мог сказать, что мечтаем об РПЛ. Но объективно пока никаких предпосылок к этому с точки зрения экономики клуба нет. Поэтому мне бы просто хотелось, чтобы ребята с юга Подмосковья и южных районов Москвы играли у нас. К нам на просмотр приходит всего 4-5 местных ребят — остальные со всей России едут. И это меня немного расстраивает — свои всегда лучше. Вон, наш домодедовский паренек Витя Мелехин играет у Карпина в «Ростове» — так весь город за него болеет.
Я хочу, чтобы такие пареньки проходили через нас — росли с нами и шли дальше вперед. Чтобы они знали, что есть клуб, где хорошо начать профессиональный путь.
А с точки зрения миссионерства все просто. Есть четкая связь: «Ахмат» — это Кадыров, Чечня, мусульманство. Я хочу, чтобы такая футбольная связь была и у православной церкви. Понятно, что нести эти посылы из ПФЛ — сложно. Но вот, например, в Калининграде, который мы обыграли в Кубке, нас теперь знают. В Жигулевске, где, пусть мы и сгорели «Акрону» 0:5, тоже.
Меня часто спрашивают в городах, куда мы приезжаем: почему «Пересвет», кто это такой? Я рассказываю. Если люди после этого хоть немного заинтересуются его фигурой, а потому больше узнают о православии в принципе — значит, все не зря».