«Спартак» образца 2003 года — культовое по своей нелепости явление. Самый титулованный клуб страны уничтожали дикой трансферной политикой и кадровыми решениями, Романцев уже собирался на выход, но надежда на то, что штамповавшая чемпионства команда скоро вернется, еще жила. Вряд ли кто-то мог представить тогда, насколько затянется кризис «Спартака», у которого прежде вообще не было сопоставимых конкурентов в чемпионате России.
В 2003-м «Спартак» стал в лиге всего лишь десятым (до минувшего 2022 года этот показатель был худшим), зато выиграл Кубок России. Причем трофей удалось взять каким-то чудом: красно-белым невероятно повезло с сеткой, а побежденный в финале «Ростов», по слухам, могли подкупить.
Спартаковское безумие в тот год началось еще в межсезонье. Вопреки воле Олега Романцева, проверенную старую гвардию начали убирать: причем, прощались не только с футболистами, но и с незаменимым сотрудниками. «Я тогда потерял много опытных футболистов: Булатова, Ананко, Хлестова, Бесчастных. Спартаковцев из команды стали вымывать. Я ничего с этим поделать не мог. Когда я упирался, Червиченко говорил: «Тогда ребята зарплату не получат. Им деньги не перечислят».
На места опытных футболистов стали пачками свозить неизвестных легионеров — клуб просматривал всех подряд и подписывал новичков примерно по тому же принципу. В команду заезжали уникальные кадры, ставшие легендами абсурдности «Спартака» того времени — Луизао, Роберт и другие.
Особенно тяжелая ситуация в команде была с вратарями. Станислав Черчесов после сезона-2002 закончил с игровой карьерой. Так и не заигравший за красно-белых Дмитрий Гончаров отбыл в «Аланию». Помимо двух молодых киперов, еще не игравших за основу в чемпионате (речь про Антона Алексеева и Алексея Зуева), в «Спартаке» оставался лишь украинский вратарь Максим Левицкий.
Но и с ним произошло что-то странное. Доподлинно известно одно: за месяц до старта чемпионата России прошедший сборы Левицкий уехал выступать за «Черноморец».
Почему руководство поступило так при тяжелейшей кадровой ситуации? Тогдашний президент «Спартака» Червиченко объяснял трансфер чудовищной болезнью футболиста:
«Доктор Васильков сказал мне, что у нашего вратаря, Левицкого, обнаружен золотистый стафилококк. На мой резонный вопрос «А что это такое?» — для меня медицина, как и для всех нормальных людей, на уровне насморка и тому подобного — доктор объяснил, что это, конечно, еще не СПИД, но не менее забористая болезнь, чем гепатит. Нахождение такого игрока в команде очень опасно. Поэтому мне пришлось сделать распоряжение, чтобы дезинфицировали посуду, кипятили все, к чему он прикасался, за исключением, наверное, мячей».
Правда, сам Левицкий оказался не в курсе своего заболевания. После состоявшегося трансфера он продолжал недоумевать по поводу произошедшего: «11 февраля 2003 года в 23:00 я узнал, что больше не игрок «Спартака». И почему-то сообщил мне об этом президент «Черноморца». Он сказал, что все трансферные документы находятся у него на столе, осталось решить вопрос с личным контрактом. Тогда я понял, что не нужен красно-белым. Все переживают по этому поводу, но жизнь продолжается».
«Страшная болезнь» не сильно помешала вратарю на новом месте. Он отыграл 20 матчей за «Черноморец», после чего уехал в московское «Динамо». Игровая карьера кипера продолжалась до конца нулевых.
Как же обошелся без вратарей «Спартак»? Романцеву привезли легендарного Баги!
Первый марокканец в российском футболе сыграл за «Спартак» в шести матчах, получил травму и больше в обойму не вернулся. Тренерский штаб старался подвести Баги к финалу Кубка, но через боль африканский вратарь допускал слишком много ошибок. В итоге в решающей игре с «Ростовом» вышел Зуев.
После «Спартака» Баги еще попылил в «Ростове», а затем покинул Россию. Но в сердцах болельщиков странный вратарь остался навсегда: причем не только благодаря дерзким выходам из штрафной, эффектным сейвам и странным привозам.
«Не помню точно, с ним была история или нет, но они устраивали какие-то оргии, а хозяйка квартиры жаловалась. Мы так и не поняли, что там были за оргии и присутствовали ли в них дамы, но какие-то там просто страшные вопли раздавались, — рассказывал о сотрудничестве с Баги Червиченко. — В итоге нам пришлось его переселять. Короче, точно какие-то сексуальные приключения были».
Хотя бы ради этого стоило завести эксцентричного вратаря в Россию!